Базовые принципы построения информационных систем в атп. Информационные системы для атп

Вайбер на компьютер 14.05.2019

Информационные Системы для Автотранспортных Предприятий (АТП) можно сгруппировать по следующим категориям: Управление Автопредприятием, Автосервис. ТО и ремонт АТС и Географические Информационные Системы: Маршрутизация.
Сегодня менеджерам предприятий автотранспорта приходится решать разные, требующие соответствующего информационного обеспечения, оперативно-тактические и стратегические задачи - от правовых и учетных, до аналитических и проектных.
Под информационными системами (ИС) в данной статье понимается программное обеспечение (ПО) вместе с данными, системами управления базами данных (СУБД) и операционными платформами. Основу ИС транспортных компаний составляет, так называемое, бизнес-ПО, используемое для комплексного учета, сбалансированного планирования и управления бизнес-процессами. Расширение информационных возможностей таких ИС обеспечивается применением различного сервисного ПО.

Управление АТП

- Учет и внутрипроизводственное планирование в АТП комплексного типа.
Специализированное программное обеспечение (ПО) класса «Автохозяйство» или «Автопредприятие» для учета и планирования внутрипроизводственных операций в АТП комплексного типа. Предназначено для комплексной автоматизации управления перевозками, техническим обслуживанием (ТО) и ремонтом подвижного состава, обеспечения запасными частями и агрегатами. Базовая функциональность Информационных Систем (ИС)
  • Учет АТС, агрегатов и ГСМ
    • Учет персонала АТП с указанием специальностей и квалификации.
    • Учет подвижного состава, его закрепление за водителями и перемещение по колоннам, выполнение капитального ремонта и списание.
    • Учет номерных агрегатов, шин, аккумуляторов, ГСМ.
  • Путевые документы: «Путевки»
    • Выписка и печать путевых листов.
    • Обработка путевых листов.
    • Учет выполненных транспортных операций в денежном и натуральном формате.
    • Начисление заработной платы воителям.
    • Учет расхода ГСМ.
  • ТО и ремонт АТС «ТО и Р»
    • Планирование ТО и ремонтов АТС и агрегатов.
    • Сменно-суточное планирование для рабочих бригад.
    • Учет выполненных ТО и ремонтов (ТР): ремонтные листки.
    • Учет трудозатрат, расхода запасных частей и агрегатов.
    • Составление план-отчета по ТО.
    • Калькуляция стоимости ремонтно-обслуживающих операций.
    • Анализ выполненных работ по ТО и ремонту.
  • Услуги: работа с клиентами
    • Учет клиентов и маршрутов транспортировки.
    • Оформление документов: счет фактура, акт об оказании услуги.
  • Отчеты и справки
    • О работе АТС.
    • Об оказанных услугах.
    • О расходе ГСМ.
    • Об «износе» подвижного состава.
    • О зарплате и начислениях (водителям и служащим).
    • О технико-экономических показателях работы.
  • Интеграция с ИС «1С: предприятие» и другим ПО
В ИС данного класса ведется классический кадровый учет, учет подвижного состава и номерных агрегатов, складской учет, учет расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) и операций по ТО и ремонту. Планируются транспортные операции по заявкам клиентов, работы по ТО и ремонту. Выполняется выписка и обработка путевых документов (путевые листы) с расчетом заработной платы водителям, ведется документирование и аналитическая обработка данных о транспортных и ремонтно-обслуживающих операциях.

Автосервис. ТО и ремонт АТС

- Учет, планирование, торговые операции и услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей клиентов на предприятиях автосервиса.
  • Автозапчаси: учет, торговля, заказы, производство, каталоги, поиск
    • Учет имеющихся на складе предприятия материалов, запасных частей и агрегатов. Функции консигнационного склада (продажи через склады посредников).
    • Планирование поставок.
    • Управление заказами на поставки запасных частей, эксплуатационных материалов и агрегатов.
    • Учет и документирование продаж запасных частей, эксплуатационных материалов и агрегатов.
    • Учет и документорование производственных операций по сборке | разборке агрегатов и автомобилей.
    • Поиск в электронных каталогах взаимозаменяемых деталей. Привязка деталей к конкретным маркам и моделям автомобилей.
  • Автосервис: нормативы, учет, расчет стоимости
    • Учет выполненных работ с привязкой к исполнителям.
    • Расчет стоимости ремонта. Калькуляционные операции по другим видам производственной деятельности.
    • Поддержка и ведение справочников нормативных данных по ТО и ремонту автомобилей. Интерфейс к электронными каталогами и справочниками сторонних организаций.
  • Автосалон: покупка | продажа АТС, доукомплектация
    • Оформление операций по покупке и продаже автомобилей.
    • Доукомплектация автомобиля.
    • Управление заказами на покупку, продажу или дополнительные услуги.
Специализированное программное обеспечение класса «АвтоСервис» или «АвтоРемонт» для автоцентров и станций технического обслуживания автомобилей (СТОА). Может применяться в АТП комплексного типа для собственных нужд в качестве инструмента автоматизации управления процессами ТО и ремонта техники и агрегатов, управления складом запасных частей и материалов, документооборота и делопризводства в ремонтных подразделениях, являясь дополнением к ИС для управления транспортным процессом. Или в качестве средства автоматизации управления продажами запасных частей, агрегатов, эксплуатационных материалов и услуг по ТО и ремонту АТС сторонним организациям или частным лицам.

Географические Информационные Системы: Маршрутизация

- Планирование оптимальных маршрутов доставки товаров клиентам.
Базовая функциональность Информационных Систем (ИС)
  • Планирование внутригородских маршрутов
  • Планирование междугородных маршрутов
Специализированное программное обеспечение (ПО) класса «ГИС - Геоинформационные Системы» для бизнеса. Предназначено для автоматизации планирования автомобильных маршрутов с применением электронных (цифровых) многослойных карт. Обычно дополнительно поставляются интегрируемые с ГИС системы мониторинга транспортных средств и навигации. Различают ИС для планирования маршрутов сборки-развозки товаров по городу в соответствие с заказами клиентов и ИС для планирования междугородных и международных маршрутов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Ульяновской области

ОГОУ СПО Инзенский государственный техникум

Отраслевых технологий, экономики и права

Контрольная работа

По дисциплине: Информационные технологии в профессиональной деятельности

Тема: Информационные технологии в АТП

Введение

1.Понятие информационной системы

2. Информационные системы в АТП

2.1 Источники и методы получения информации

2.2 Структура информационных систем управления производством

2.3 Развитие новых информационных технологий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Программное обеспечение за полвека своего существования претерпело огромные изменения: от программ, способных выполнять только простейшие логические и арифметические операции до сложных систем управления предприятиями. В развитии программного обеспечения всегда можно было выделить два основных направления:

Выполнение вычислений;

Накопление и обработка информации.

Хотя первоначально компьютеры предназначались главным образом для выполнения сложных математических расчетов (в первую очередь для расчетов, связанных с созданием ядерного оружия и ракетной техники), в настоящее время доминирующим является второе направление. Такое перераспределение основных функций, выполняемых вычислительной техникой, вполне понятно - гражданский бизнес гораздо более распространен, чем военные и научные вычисления, а снижение стоимости компьютеров сделало их доступными для совсем небольших предприятий и даже частных лиц.

Сегодня управление предприятием без компьютера просто немыслимо. Компьютеры давно и прочно вошли в такие области управления, как бухгалтерский учет, управление складом, ассортиментом и закупками. Однако современный бизнес требует гораздо более широкого применения информационных технологий в управлении предприятием. Жизнеспособность и развитие информационных технологий объясняется тем, что современный бизнес крайне чувствителен к ошибкам в управлении. Интуиции, личного опыта руководителя и размеров капитала уже мало для того, чтобы быть первым. Для принятия любого грамотного управленческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, будь то: торговля, производство или предоставление каких-либо услуг. Поэтому современный подход к управлению предполагает вложение средств в информационные технологии. И чем крупнее предприятие, тем серьезнее должны быть подобные вложения. Они являются жизненной необходимостью - в жесткой конкурентной борьбе одержать победу сможет лишь тот, кто лучше оснащен и наиболее эффективно организован.

1. Понятие информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, процесс. Под процессом понимают определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс определяется выбранной человеком стратегией и реализовывается с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Другими словами, под ИТ понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники.

Цель технологии материального производства - выпуск продукции, цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения.

Применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Три основные принципа новой информационной технологии:

Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

Интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

Гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.

Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера. В качестве инструментария можно использовать

следующие распространенные виды программных продуктов для ПК: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных (СУБД), электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

Для ИТ является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми. При внедрении новой ИТ в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями

2. Информационные системы в АТП

2. 1 Источник и и методы получения информации

Процессы управления на АТП осуществляются циклически. Цикл управления начинается со сбора информации о состоянии управляемого объекта (АТП, цех, участок и т.п.), затем полученная информация анализируется и используется для принятия решений. Таким образом, основой управления является информация о состоянии управляемого объекта. Это информация может быть получена:

Из действующей на предприятии системы учета;

Из нормативно-справочной документации;

В результате специально организованных выборочных наблюдений и опросов персонала;

При обобщении и анализе имеющегося опыта.

Производственный учет отражает деятельность предприятия путем фиксации технических, экономических и других показателей (например, конкретные значения расхода топлива, плановых и фактических периодичностей ТО, наработок на отказ и пр.). Сведения о выполненных производственно-хозяйственных операциях фиксируются на первичных бумажных или электронных носителях информации в виде натуральных, стоимостных или иных показателей. АТП представляет собой совокупность производственных подразделений (автоколонны, зоны ТО и ремонта, склады, участки) и служб (бухгалтерия, плановый отдел, технический отдел и т.д.), в каждом из которых решается определенный круг задач. Все подразделения АТП можно разделить на две части - выполняющие свои функции на территории и за пределами территории предприятия. Деятельность подразделений и персонала фиксируется в различных документах - табели работы служащих, наряды выходов на линию, путевые и ремонтные листы, требования на получение запасных частей и пр. Результаты деятельности предприятия оформляются в виде различных отчетов и сводок. То есть, источниками информации являются подразделения АТП, в которых персонал выполняет определенные виды работ.

Результаты работы подразделений и персонала фиксируются в различных документах (путевые листы, ремонтные листы, ведомость выдачи топлива, требование на получение запасных частей и пр.). В настоящее время нет единых требований к составу и формам документов, однако их можно разделить (по типу хранимой в них информации) на три вида: нормативные, первичные и вторичные. Нормативными являются те документы, сведения в которых в течение некоторого периода остаются неизменными (периодичности ТО, нормы расхода топлива, складские номера деталей и т.п.). К первичным относятся те документы, в которых фиксируется информация о ходе текущей производственной деятельности (путевые листы, требования на ремонт и на получение запасных частей и т.д.). В них могут содержаться данные из нормативно-справочной документации. Ко вторичным относятся документы, содержащие результаты выборки и группировки данных из первичных документов (сведения о расходе запасных частей, ведомость премирования за экономию топлива, сводки о простоях автомобилей в ремонте и т.д.), нормативно-справочную и другую информацию.

Документы, являясь носителями информации, в процессе формирования проходят через ряд подразделений предприятия, каждое из которых вносит в него (или извлекает из него) определенные данные. Набор документов (в совокупности со схемой их движения) представляет собой документооборот, или информационные потоки предприятия. Нет смысла приводить полную схему документооборота, поскольку она специфична для конкретного предприятия. Однако степень рациональности документооборота предприятия может быть оценена при прочих равных условиях рядом показателей:

Объемом обрабатываемой информации (на уровне документа, задачи, подразделения, АТП);

Соотношением объемов нормативно-справочной, первичной и вторичной информации;

Степенью дублирования информации (на уровне документа, задачи, подразделения, АТП);

Трудоемкостью обработки данных и т.п.

При отсутствии в АТП вычислительных средств документы обрабатываются персоналом вручную. Применение информационных технологий несколько изменяет документооборот, так как используется компьютерная база данных (БД), которая обеспечивает хранение нормативно-справочной информации (НСИ), первичных документов и автоматическое формирование вторичных документов.

Изменения в документообороте, а также степень совершенства применяемых информационных технологий можно количественно оценить с помощью следующих показателей:

Объемы информации, обрабатываемые персоналом вручную;

Объем НСИ, хранимой в БД информационной системы;

Объем текущей информации, заносимой в БД с клавиатуры за определенный интервал времени;

Объем информации, передаваемой по каналам связи информационной системы.

Документооборот только технической службы АТП включает более 120 документов. Из общего количества документов доля первичных составляет 21% (технические паспорта, путевые листы, ремонтные листы, требования на запасные части и т.д.). Доля документов с НСИ составляет 6% (маршруты и режимы работы, нормы расхода топлива, ресурс шин, периодичности и трудоемкости ТО и пр.). Больше всего - вторичных документов (73%): это различные отчетные формы (справки, сводки, ведомости, картотеки, журналы и т.д.).

Объем информации на один автомобиль, обрабатываемой в АТП в течение месяца, составляет порядка 50 кб. Доля НСИ в этом объеме составляет 3%, больше половины объема обрабатываемой информации (55%) содержится в первичных документах, вторичные формы содержат примерно 42% данных.

С большинством первичных документов работает несколько подразделений предприятия. Например, требования на запасные части "двигаются по маршруту": автоколонна -> ЦУП -> склад -> бухгалтерия, при этом каждое подразделение вносит в них свою информацию, которая не повторяет уже имеющуюся.

Содержание вторичных документов частично или полностью дублирует информацию первичных. Например, при выдаче запасных частей в картотеку складского учета переносятся сведения из требования, при получении запасных частей - из накладной. При обработке путевых листов формируется множество сводок, справок и отчетов, при этом выполняется сортировка и разноска содержащихся в них сведений (по маркам, автомобилям, автоколоннам, водителям и т.д.). Анализ документооборота показал, что содержание 77% вторичных документов состоит только из дублированной информации, а в 23% выходных форм частично повторяются сведения первичных документов, что является одной из предпосылок автоматизации систем управления. Каждая служба предприятия стремится сформировать свой перечень необходимых ей документов, что неизбежно приводит к дублированию информации, к дополнительным затратам времени на ее перенос из одних документов в другие и сопровождается частичным искажением данных (появлением ошибок).

При реализации на АТП информационных систем необходимо в первую очередь совершенствовать и упрощать документооборот. Требуется сохранить минимальный набор нормативно-справочных и первичных документов, подлежащих вводу в ЭВМ; процессы хранения, поиска, передачи и формирования вторичных документов необходимо полностью автоматизировать, что избавит персонал от рутинной работы.

При реализации на АТП информационных систем рекомендуется следующее:

Реализация обмена информацией между подразделениями АТП через локальную компьютерную сеть;

Ревизия всей структуры и схемы документооборота предприятия, т.е. сокращение до минимума первичной документации;

Отделение нормативно-справочной информации от текущих данных и ее хранение на магнитных носителях;

Использование единой нормативно-справочной информации всеми подразделениями предприятия;

Однократный ввод первичной информации в ЭВМ с использованием всех возможностей контроля ошибок ввода;

Перераспределение задач между подразделениями АТП с целью сокращения обменных информационных потоков;

Работа всех информационных подсистем в режиме реального времени;

Соблюдение определенных этапов разработки и реализации системы.

2. 2 Структура информационных систем управления производством

На АТП преимущественно используется децентрализованная технология обработки данных, при которой персонал предприятия сам обрабатывает все первичные документы и формирует необходимые выходные формы без каких-либо посредников.

Общая структурная схема информационной системы АТП включает комплекс взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест. Функции отдельных АРМ будут разными для различных типов АТП (пассажирские, грузовые, таксомоторные и пр.). Однако, вне зависимости от этого, все рабочие места должны работать в рамках единой (локальной) сети и использовать общую базу данных.

Внедрение информационных систем на АТП необходимо выполнять в определенной последовательности. Все рабочие места связаны на информационном уровне и "подпитывают" друг друга определенными данными. На первой стадии запускаются рабочие места, обеспечивающие систему нормативно-справочной информацией, на второй - текущей первичной информацией, и на третьей - формирующие выходные формы.

При реализации комплексной системы предприятия в первую очередь необходимо реализовать АРМ "Техотдел" и "Кадры", поскольку без сведений о подвижном составе и персонале другие подсистемы эффективно работать не будут.

На втором этапе необходимо реализовать подсистемы работы диспетчера, обработки путевой документации и учета расхода топлива. В результате комплексной обработки путевых листов будут формироваться сведения о расходах топлива, отработке водителей и о пробегах автомобилей.

На третьем этапе возможна реализация рабочих мест бухгалтерии (начисление заработной платы) и планового отдела (формирование форм анализа работы предприятия).

На четвертом этапе, после того как в системе налажен учет пробегов, можно реализовать АРМ техника по учету долговечности шин, АРМ ремонтной зоны (планирование ТО-1 и ТО-2, диспетчерское управление постановкой на ТО и в ремонт, учет работ исполнителей при ТО и ремонте автомобилей), АРМ склада.

Задачи, решаемые персоналом АТП, можно условно разделить на две группы: учетно-статистические и управленческие. Внедрение информационных систем на АТП необходимо начинать с решения учетно-статистических задач (учет работы персонала, расхода топлива, запасных частей, ремонтов и пр.). После того, как будут отлажены процессы сбора, хранения информации и формирования форм отчетности, можно переходить к реализации задач второго уровня - управления работоспособностью парка, затратами на топливо, шины, запасные части и т.п.

Анализ применения ЭВМ на АТП показал, что при переходе к машинной обработке данных объемы обрабатываемой информации сокращаются по первичным документам в 2 раза, вторичным - в 10-15 раз. В целом при использовании ПЭВМ затраты на обработку информации могут быть снижены на 60%. При этом после внедрения информационной системы трудоемкости работ распределятся следующим образом: ввод данных в ПЭВМ - 95-96%, обработка информации и получение выходных форм - 4-5%.

2. 3 Развитие новых информационных технологий

На автомобильном транспорте, включая подсистему технической эксплуатации, происходят существенные количественные и качественные изменения информационного обеспечения производственных процессов, которые через 5-10 лет приведут к следующему.

Завершится компьютеризация на уровне решения традиционных учетно-аналитических, плановых и управленческих задач, автоматизации документооборота, ведения бухгалтерского учета и пр.

Новые информационные технологии распространятся не только на крупные, но и на малые транспортные, ремонтные и сервисные предприятия. Подобные предприятия не могут позволить больших накладных расходов, а их выживаемость определяется оперативностью реакции на изменяющиеся условия работы. В таких условиях в небольших компаниях будут рационально эксплуатировать "легкие", быстро модифицируемые программные комплексы, созданные на основе общедоступных офисных приложений (Excel, Access).

Важнейшей тенденцией станет переход от применения компьютеров для решения важных, но часто изолированных задач к созданию комплексных информационных систем предприятия. Это позволит:

Сократить затраты на программное обеспечение и эксплуатацию информационного комплекса на 25-35%;

Унифицировать и в 3-4 раза сократить количество вторичных документов;

Полностью исключить дублирование информации в первичных документах;

Обеспечить контроль исполнения принятых решений и получение оперативных данных об отклонениях системы от принятых показателей эффективности ее функционирования.

Расширится традиционный круг задач, решаемых с использованием информационных технологий. Применительно к ИТС речь пойдет о разработке и применении на практике системы целевых нормативов, используемых при управлении эффективностью работы подразделений ИТС:

Индивидуализация нормативов до уровня конкретных объектов и исполнителей;

Создание надежной информационной базы, позволяющей реально управлять производственными процессами на уровне предприятия, цеха, участка, поста.

Произойдет совершенствование и изменение методов и механизмов принятия управленческих решений. Наличие оперативно действующих информационных систем позволит реально использовать экономико-математические методы на уровне предприятий, в том числе при:

Использовании современных методов управления производством и принятия решений;

Разработке и корректировании нормативов технической эксплуатации;

Оценке и управлении возрастной структурой парка;

Определении рационального момента замены автомобилей, целесообразности использования лизинга;

Подборе автомобилей с учетом особенностей условий эксплуатации;

Распределении ограниченных ресурсов по различным подсистемам ИТС и др.

Появится реальная возможность применения экспертных систем (ЭС) при принятии управленческих решений.

Экспертная система - это программный комплекс, включающий базу знаний (набор взаимосвязанных правил, формализующий опыт специалистов в некоторой области) и механизм вывода, позволяющий на основе правил и представляемых пользователем факторов распознать ситуацию и дать рекомендации для выбора дальнейших действий.

В отличие от традиционного программного обеспечения, выдающего пользователям информацию о состоянии объекта, ЭС обеспечивают выработку оптимального решения по управлению объектом на основе данных о его состоянии (например, ставят диагноз и формируют набор технических воздействий на основе данных о состоянии элементов двигателя). Экспертная система включает в себя два элемента: базу данных - набор факторов, характеризующих текущее состояние объекта управления, и базу знаний - набор правил, определяющих алгоритмы поиска оптимального решения. С использованием экспертных систем будут решать задачи: диагностирования и поиска неисправностей в сложных системах двигателей, расстановки автомобилей на посты текущего ремонта, формирования оптимальной последовательности выполнения технологических операций технического обслуживания, оперативного управления затратами и др. Работа экспертной системы базируется на двух главных классификаторах:

Причин ухудшения показателей работы подвижного состава (неудовлетворительное техническое состояние автомобилей, низкое качество ТО, недостаточная квалификация водителей, тяжелые условия эксплуатации, некачественные эксплуатационные материалы и т.д.);

Мероприятий (технических, организационных, административных), направленных на устранение названных причин.

Эти сведения формируются квалифицированным экспертом и заносятся в базу знаний экспертной системы. Кроме того, обязательно должны присутствовать три подсистемы:

Учета фактических показателей работы подвижного состава (учет расхода топлива, запасных частей, шин, выполненных ТО, ремонтов, пробега и пр.);

Расчета нормативных показателей работы подвижного состава;

Анализа работы автомобилей, водителей и подразделений АТП. В результате работы этих элементов экспертной системы персонал АТП получает следующую информацию;

Перечень объектов, имеющих отклонения от нормативных показателей работы (автомобили с повышенным расходом топлива, подразделения с высокими показателями по простоям и т.д.);

Перечень виновников сверхнормативных расходов (водители, подразделения, бригады, автомобили и т.п.);

Перечень мероприятий, направленных на устранение причин отклонения показателей работы персонала и автомобилей от нормативов.

С использованием данного подхода можно управлять, например, расходом топлива, ресурсом шин, простоями на ТО и в ремонте и т.п.

Начнется переход к сетевым компьютерным технологиям, территориально-распределенным сетям, обеспечивающим предприятиям и их филиалам оперативный обмен информацией, доступ к центральной базе данных, к ресурсам отраслевой, национальной и глобальной сетей. Все эти возможности предоставляют Intranet- и Internet-технологии.

Начнется переход предприятий на принципиально новые программно-технические комплексы. Это связано с появлением более мощных вычислительных машин, быстрым распространением прогрессивных Windows-технологий, полупромышленных и промышленных СУБД. Применение таких комплексов обеспечивает существенное повышение надежности и производительности информационных систем при значительном снижении трудозатрат на их разработку и эксплуатацию.

Произойдет переход при создании информационных систем от "самодеятельности" к услугам специализированных предприятий и консалтинговых фирм, осуществляющих проектирование, монтаж, наладку сетей, сопровождение системного и прикладного программного обеспечения. Это объясняется тем, что создание комплексных информационных систем требует значительных затрат времени и интеллектуального труда. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что достаточно полная компьютеризация предприятий может занимать от 5 до 10 лет.

Распространится использование бортовых компьютеров автомобилей для сбора информации о состоянии наиболее важных систем и агрегатов, с последующей передачей этих данных в информационную систему предприятия для формирования рекомендаций по тактике обслуживания и ремонта автомобилей. Хорошим примером использования микропроцессоров является электрическая система новейшего автомобиля Volvo S 80. Всего в систему установлено 18 мини-компьютеров. Главным звеном системы является центральный электронный модуль, в нем собирается информация, а затем отдаются необходимые команды. Найти вышедший из строя узел в таком автомобиле очень сложно, поэтому для автомобилей Volvo создана единая электронная система диагностики VADIS, действующая во всем мире. Когда автомобиль с неисправностью приезжает на сервисную станцию, его центральный компьютер подключают к единой глобальной компьютерной сети Volvo. В нее входят несколько мощных серверов в разных точках планеты (центральный находится в Гетеборге), на которых хранятся сведения об устройстве узлов, возможных поломках и путях их устранения. Информация с датчиков в автомобиле поступает на сервер. Там она обрабатывается, анализируется и, затем, на станцию отправляются рекомендации по ремонту. На всю процедуру уходит всего несколько минут. Причем система хранит сведения о каждом конкретном автомобиле и учитывает предыдущие поломки этого автомобиля.

Заключение

Таким образом, при внедрении ПЭВМ наиболее слабым звеном в технологической цепочке обработки данных остается ручной ввод информации в базу данных. Эту процедуру можно автоматизировать на основе средств автоматической идентификации объектов.

Технический персонал должен иметь навыки работы с готовыми системами.

Адекватно применяемым информационным системам повысится квалификация персонала. Инженерный персонал должен уметь грамотно формулировать и ставить задачи программистам, выполнять анализ данных с помощью компьютерной техники и программ общего назначения (MS Office), вносить предложения по развитию и совершенствованию действующих на предприятии информационных систем. Руководящий персонал должен понимать тенденции развития информационных технологий, знать их возможности и видеть перспективы их применения на своих предприятиях.

Список использованной литературы

1.Борисенко А.Н. Информационные технологии на автомобильном транспорте, - Красноярск, 2003.- 96 с.

2.Экономика, организация и планирование автомобильного транспорта: Учебник для учащихся автотрансп. техникумов. -2е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986г. Анисимов А.П., Юфин В.К.

3.Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. -М: Финансы и статистика, 1997. - 768 с.: ил.

4.Информационные системы в экономике: Учебник / Под ред. В.В. Дика. - М.: Финансы и статика, 1996.

5.Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под общ.ред. И.Т. Трубилина. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 416 с.

6.А.Э. Горев. Информационные технологии и средства связи на автомобильном транспорте. Учебное пособие. СПбГАСУ. СПб., 1999. -162с.

7.Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. - М.: Наука, 2001. -535с.

8.Автомобили. Теория. Минск: Гришкевич А.И. Высш. школа, 1986.-208с.

9. Экономико-правовые основы рынка информационных услуг. В.А. Понамарев

10.Катанова. Выпуск 2. Серия 1: Математика и информатика. -Абакан: ХГУ, 1997. -С. 116-123.

Подобные документы

    Роль структуры управления в информационной системе. Примеры информационных систем. Структура и классификация информационных систем. Информационные технологии. Этапы развития информационных технологий. Виды информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2003

    Формирование и развитие системы непрерывного образования. Понятие информационной технологии. Роль средств новых информационных технологий в образовании. Направления внедрения средств новых информационных технологий в образование.

    реферат , добавлен 21.11.2005

    Информационные технологии и системы. Связь организаций и информационных систем. Интегрированная система управления промышленными предприятиями. Возможности информационных технологий в бизнесе, их влияние на организацию и роль менеджеров в этом процессе.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2012

    Основные характеристики и принцип новой информационной технологии. Соотношение информационных технологий и информационных систем. Назначение и характеристика процесса накопления данных, состав моделей. Виды базовых информационных технологий, их структура.

    курс лекций , добавлен 28.05.2010

    Классификация информационных систем и технологий в организационном управлении. Методы и организация создания ИС и ИТ. Состав, структура, внутримашинного информационного обеспечения. Информационные технологии и процедуры обработки экономической информации.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2012

    Классификация информации по разным признакам. Этапы развития информационных систем. Информационные технологии и системы управления. Уровни процесса управления. Методы структурного проектирования. Методология функционального моделирования IDEF0.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Теоритические аспекты информационных технологий на предприятиях. Системы, используемые в информационных технологиях. Особенности применения информационных технологий в маркетинговой деятельности. Влияние информационных технологий на туристическую отрасль.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Классификация автоматизированных информационных систем. Классические примеры систем класса А, B и С. Основные задачи и функции информационных систем (подсистем). Информационные технологии для управления предприятием: понятие, компоненты и их назначение.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    Этапы развития информационной системы и происходящие в ней процессы. Виды, инструментарий, составляющие информационных технологий. Производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения как цель информационной технологии.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2009

    Понятие информации и ее свойства. Классификация экономической информации, ключевые понятия, определяющие ее структуру. Примеры использования информационных технологий в бизнесе. Экономические информационные системы, их классификация и структура.

Информационные Системы для Автотранспортных Предприятий (АТП) можно сгруппировать по следующим категориям: Управление Автопредприятием, Автосервис. ТО и ремонт АТС и Географические Информационные Системы: Маршрутизация.
Сегодня менеджерам предприятий автотранспорта приходится решать разные, требующие соответствующего информационного обеспечения, оперативно-тактические и стратегические задачи - от правовых и учетных, до аналитических и проектных.
Под информационными системами (ИС) в данной статье понимается программное обеспечение (ПО) вместе с данными, системами управления базами данных (СУБД) и операционными платформами. Основу ИС транспортных компаний составляет, так называемое, бизнес-ПО, используемое для комплексного учета, сбалансированного планирования и управления бизнес-процессами. Расширение информационных возможностей таких ИС обеспечивается применением различного сервисного ПО.

Управление АТП

- Учет и внутрипроизводственное планирование в АТП комплексного типа.
Специализированное программное обеспечение (ПО) класса «Автохозяйство» или «Автопредприятие» для учета и планирования внутрипроизводственных операций в АТП комплексного типа. Предназначено для комплексной автоматизации управления перевозками, техническим обслуживанием (ТО) и ремонтом подвижного состава, обеспечения запасными частями и агрегатами. Базовая функциональность Информационных Систем (ИС)
  • Учет АТС, агрегатов и ГСМ
    • Учет персонала АТП с указанием специальностей и квалификации.
    • Учет подвижного состава, его закрепление за водителями и перемещение по колоннам, выполнение капитального ремонта и списание.
    • Учет номерных агрегатов, шин, аккумуляторов, ГСМ.
  • Путевые документы: «Путевки»
    • Выписка и печать путевых листов.
    • Обработка путевых листов.
    • Учет выполненных транспортных операций в денежном и натуральном формате.
    • Начисление заработной платы воителям.
    • Учет расхода ГСМ.
  • ТО и ремонт АТС «ТО и Р»
    • Планирование ТО и ремонтов АТС и агрегатов.
    • Сменно-суточное планирование для рабочих бригад.
    • Учет выполненных ТО и ремонтов (ТР): ремонтные листки.
    • Учет трудозатрат, расхода запасных частей и агрегатов.
    • Составление план-отчета по ТО.
    • Калькуляция стоимости ремонтно-обслуживающих операций.
    • Анализ выполненных работ по ТО и ремонту.
  • Услуги: работа с клиентами
    • Учет клиентов и маршрутов транспортировки.
    • Оформление документов: счет фактура, акт об оказании услуги.
  • Отчеты и справки
    • О работе АТС.
    • Об оказанных услугах.
    • О расходе ГСМ.
    • Об «износе» подвижного состава.
    • О зарплате и начислениях (водителям и служащим).
    • О технико-экономических показателях работы.
  • Интеграция с ИС «1С: предприятие» и другим ПО
В ИС данного класса ведется классический кадровый учет, учет подвижного состава и номерных агрегатов, складской учет, учет расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) и операций по ТО и ремонту. Планируются транспортные операции по заявкам клиентов, работы по ТО и ремонту. Выполняется выписка и обработка путевых документов (путевые листы) с расчетом заработной платы водителям, ведется документирование и аналитическая обработка данных о транспортных и ремонтно-обслуживающих операциях.

Автосервис. ТО и ремонт АТС

- Учет, планирование, торговые операции и услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей клиентов на предприятиях автосервиса.
  • Автозапчаси: учет, торговля, заказы, производство, каталоги, поиск
    • Учет имеющихся на складе предприятия материалов, запасных частей и агрегатов. Функции консигнационного склада (продажи через склады посредников).
    • Планирование поставок.
    • Управление заказами на поставки запасных частей, эксплуатационных материалов и агрегатов.
    • Учет и документирование продаж запасных частей, эксплуатационных материалов и агрегатов.
    • Учет и документорование производственных операций по сборке | разборке агрегатов и автомобилей.
    • Поиск в электронных каталогах взаимозаменяемых деталей. Привязка деталей к конкретным маркам и моделям автомобилей.
  • Автосервис: нормативы, учет, расчет стоимости
    • Учет выполненных работ с привязкой к исполнителям.
    • Расчет стоимости ремонта. Калькуляционные операции по другим видам производственной деятельности.
    • Поддержка и ведение справочников нормативных данных по ТО и ремонту автомобилей. Интерфейс к электронными каталогами и справочниками сторонних организаций.
  • Автосалон: покупка | продажа АТС, доукомплектация
    • Оформление операций по покупке и продаже автомобилей.
    • Доукомплектация автомобиля.
    • Управление заказами на покупку, продажу или дополнительные услуги.
Специализированное программное обеспечение класса «АвтоСервис» или «АвтоРемонт» для автоцентров и станций технического обслуживания автомобилей (СТОА). Может применяться в АТП комплексного типа для собственных нужд в качестве инструмента автоматизации управления процессами ТО и ремонта техники и агрегатов, управления складом запасных частей и материалов, документооборота и делопризводства в ремонтных подразделениях, являясь дополнением к ИС для управления транспортным процессом. Или в качестве средства автоматизации управления продажами запасных частей, агрегатов, эксплуатационных материалов и услуг по ТО и ремонту АТС сторонним организациям или частным лицам.

Географические Информационные Системы: Маршрутизация

- Планирование оптимальных маршрутов доставки товаров клиентам.
Базовая функциональность Информационных Систем (ИС)
  • Планирование внутригородских маршрутов
  • Планирование междугородных маршрутов
Специализированное программное обеспечение (ПО) класса «ГИС - Геоинформационные Системы» для бизнеса. Предназначено для автоматизации планирования автомобильных маршрутов с применением электронных (цифровых) многослойных карт. Обычно дополнительно поставляются интегрируемые с ГИС системы мониторинга транспортных средств и навигации. Различают ИС для планирования маршрутов сборки-развозки товаров по городу в соответствие с заказами клиентов и ИС для планирования междугородных и международных маршрутов.

необходимой предпосылкой успешной работы всего предприятия. Основная задача этой подсистемы – обеспечить своевременное, рит-

мичное и комплексное снабжение автотранспортного предприятия необходимыми материальными ресурсами с минимальными затратами на заготовительные и транспортные операции, а также наилучшее их использование

в производстве.

В соответствии с этим, подсистема определяет потребность транспортного предприятия в материальных ресурсах; составляет планы матери- ально-технического обеспечения; рассчитывает нормы расхода топлива, материалов, запасных частей, инструмента и др.; контролирует и регулирует запасы материальных ресурсов в автотранспортных предприятиях; ведет учет фондов и контроль за их реализацией; осуществляет анализ использования материальных ресурсов; составляет статистическую отчетность.

Как можно видеть из описания подсистем ИС АТП, часть этих подсистем выполняет функции, характерные для всех предприятий России. К ним относятся подсистемы общего делопроизводства, комплектования и подготовки кадров, бухгалтерского и материального учета, материальнотехнического снабжения. Принципы функционирования перечисленных систем являются в основном стандартными, регламентируемые различными нормативными документами. Это позволяет использовать для обеспечения функционирования таких систем тиражируемые стандартные решения, применяемые предприятиями различных отраслей. Существуют некоторые непринципиальные отличия, которые могут быть учтены специальными настройками таких тиражируемых систем.

Часть функций ИС АТП являются специальными. К ним относятся: подсистема управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава, подсистема управления пассажирскими перевозками, подсистема управления грузовыми перевозками, подсистема техникоэкономического планирования. Функции, которые обеспечивают перечисленные системы, не встречаются в других отраслях и для их обеспечения требуются специальные разработки.

8.4. Информационное обеспечение АСУ АТП

8.4.1. Общее делопроизводство

В настоящее время функция общего делопроизводства предприятия является наиболее обеспеченной информационными технологиями. В мелких и средних АТП для ее полного удовлетворения хватает применения стандартного пакета MS Office. В более крупных предприятиях могут при-

меняться специальные системы автоматизации делопроизводства и до-

кументооборота.

Одной из таких систем является система компании АйТи «БОССРеферент» . Система построена на платформеLotus /Notes и имеет мо-

дульную архитектуру, которая позволяет производить четкую настройку под конкретные задачи предприятия, а при их расширении или изменении – легко и с минимальными затратами дополнять автоматизированную систему документооборота новыми возможностями. «БОСС Референт» обладает широкими функциональными возможностями.

Обработка входящих и исходящих документов: контроль, учет, реги-

страция входящей/исходящей корреспонденции; маршрутизация документов; наложение резолюций; пересылка документов внутри организации; перевод документа из бумажного вида в электронный, включая потоковое сканирование; архивирование исполненных документов; формирование истории переписки по вопросу; контроль исполнения документов; формирование статистических отчетов; управление доступом к документу.

Работа с внутренними документами организации: подготовка про-

екта документа, его согласование и визирование в электронном виде; формирование поручений по документам; передача визированных документов на ознакомление и исполнение сотрудникам; контроль прохождения документов; регистрация документов; накопление стандартных форм и шаблонов документов; контроль ознакомления с приказами, инструкциями и т.д.

Работа с договорами организации: работа с проектом договора; соз-

дание и хранение шаблонов договоров; согласование договоров в электронном виде с возможностью делегирования полномочий; ведение реестра договоров; планирование этапов и событий по договорам; планирование платежей, сроков поставок и работ; контроль исполнения договоров; формирование отчетности; хранение и быстрый поиск договоров.

Управление внешними контактами: регистрация разных видов кон-

тактов; планирование контактов со сторонними организациями; ведение истории контактов; подписка на информацию о контактах в разных разрезах; формирование отчетов по контактам; быстрый поиск истории контактов с интересующей организацией.

Организация новостных каналов и конференций: информирование сотрудников о внутренних новостях организации; создание библиотеки документов по областям знаний; «Доска объявлений»; механизмы поддержки дискуссий и групповой работы; создание иерархии замечаний; предоставление внешней информации с разделением по характеру поступающих новостей, с возможностью подписки и отмены подписки пользователями системы.

Ведение справочника организации в электронном виде: соответствие справочника организации штатной и функциональной структуре предприятия; поддержка механизма взаимозаменяемости сотрудников, делегирования полномочий; возможность генерации сводки по текущим контактам, поручениям, документам на исполнение и т.д.; ведение справочника внешних организаций.

Поддержка инженерного обеспечения хозяйственных объектов ор-

ганизации: ведение реестра объектов инженерного хозяйства; обработка в электронном виде заявок сотрудников на ремонт оборудования и на новое

Информационная система на транспорте- это, во-первых, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и, во-вторых, описание этих процессов. Целью реализации информационной системы на транспорте является повышение эффективности транспортного процесса на базе использования современных компьютеров, распределенной переработки информации, распределенных баз данных, различных информационно-вычислительных сетей, путем обеспечения циркуляции и переработки информации.

3.1 Основные автоматизированные рабочие места и их функциональное назначение

Общая структурная схема информационной системы АТП представлена.

Она включает комплекс взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест: АРМ отдела кадров, АРМ технического отдела, АРМ бухгалтерии, АРМ планового отдела, РМ ремонтной службы, АРМ администратора системы (базы данных).

АРМ планового отдела. Предназначен для планирования технико-экономических показателей (ТЭП), убытков и доходов. Кроме того, здесь выполняется расчёт премий и анализ деятельности предприятий. Формы анализа должны формироваться по всем видам работ (маршрутные, заказные, хозяйственные, коммерческие и пр.) в разрезе всех подразделений предприятия (отработанные часы, расход топлива, фактическая выручка и пр.).

АРМ техотдела. АРМ необходимо для планирования ТО-1, ТО-2, ТР, учёта ремонтных воздействий на автомобили, а также для разработки маршрутных листов. Здесь заполняются необходимые справочники (виды ремонтных воздействий, нормативы трудоёмкости и простоя в ТО и ремонте, стоимости ремонта и пр.). Персонал данной службы отслеживает все перемещения автомобилей по предприятию (постановка в ремонт, перемещения по ремонтным зонам, выход из ремонта) с формированием соответствующих документов (ремонтных листов). Модуль анализа состояния подвижного состава позволит получить оперативные данные о местонахождении автомобиля, готовности к выполнению транспортной работы, о простоях в ремонте и пр. Вся информация об изменении состояния подвижного состава мгновенно отражается в базе данных и становится доступной на чтение с других рабочих мест.

АРМ бухгалтерии. Это наиболее сложная служба (с точки зрения реализации и сопровождения) и должна состоять из комплекса самостоятельных АРМ, функционально связанных как между собой, так и с другими рабочими местами предприятия. Все бухгалтерские проводки должны фиксироваться в главной книге. Исходя из этого, в бухгалтерии должны функционировать подсистемы, представленные.

Основные подсистемы бухгалтерии: расчёт заработной платы (все категории работников), подсистема учёта основных средств, подсистема учёта малоценных материалов, подсистема работы с банком (выписка платёжных поручений), подсистема работы с внешними организациями (поставщики запчастей, договорные работы и др.).

АРМ отдела кадров. Предназначен для ввода и корректировки информации о персонале предприятия. Здесь заполняются необходимые справочники (штатное расписание, категории работников, виды образования, структура подразделений предприятия и пр.). Персонал отдела кадров отслеживает все перемещения работников (приём, увольнение, переход в другое подразделение), а также изменение по конкретным работникам (смена места жительства, изменение классности, рождение детей и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа кадрового состава позволяет получать оперативные данные о текучести, потребности, вакансиях, списочный состав подразделений и пр. Вся информация об изменениях кадрового состава мгновенно отражается в базе данных и становится доступной для чтения с других рабочих мест.

АРМ технического отдела. Предназначен для ввода корректировки информации о подвижном составе предприятия

Здесь заполняются необходимые справочники (марки автомобилей, нормативы технического обслуживания и пр.). Персонал технического отдела отслеживает все перемещения автомобилей (получение, списание, перевод в другое подразделение), а также изменения по конкретным автомобилям (смена двигателя, закрепление за водителем и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа состояния подвижного состава позволит получить оперативные данные о пробегах, возрастной структуре парка, закреплении за водителями и пр. Все данные об изменениях подвижного состава мгновенно отражаются в базе данных и становятся доступными для чтения с других рабочих мест.

Внедрение информационной системы в АТП необходимо выполнять в определенной последовательности.

На первой стадии запускаются рабочие места, обеспечивающие систему нормативно - справочной информацией, на второй стадии - текущей (первичной) информацией, на третьей стадии - формирующиеся выходные формы.

При реализации комплексной системы предприятия в первую очередь необходимо запустить АРМ отдела кадров, АРМ технического отдела, поскольку без сведений о подвижном составе, водителях и ремонтных рабочих и другом персонале ни одна из подсистем работать не будет или произойдет сбой в транспортном процессе.

На втором этапе необходимо реализовать подсистемы работы диспетчерской службы, обработки путевой документации, учет топлива. В результате комплексной обработки путевых листов будут формироваться сведения о расходах топлива, отработке водителей (часы) и о пробегах автомобилей.

На третьем этапе возможна реализация рабочих мест бухгалтерии (начисление зарплаты) и планового отдела (формирование форм анализа работы преприятия).

На четвертом этапе, после того как в системе налажен учёт пробегов, можно реализовать АРМ ремонтной зоны (планирование ТО-1 и ТО-2).



Рекомендуем почитать

Наверх