Акустические разъемы и их описание. Основные используемые аудио разъемы

Faq 05.09.2019
Faq

Для подключения звуковой аппаратуры или проведения других бытовых приборов, а также организации связи между двумя типами техники используется оптический кабель для звука, который и по своей конструкции, и по принципу работы значительно отличается от обычных проводов с металлическими жилами. В данной статье рассмотрены состав указанного проводника, его назначение и сферы применения, а также принцип работы.

Что такое оптический кабель

Оптический аудиокабель – это тип проводников, по которому сигнал передается не посредством электромагнитного поля, а путем транспортировки светового сигнала, для чего внутренний стержень изделия выполнен из синтетического материала, чаще всего это стекловолокно или пластик. Оптический кабель для подключения аудио,- и видеооборудования можно встретить в каждом доме или производственном помещении, так как с его помощью осуществляется подключение техники с источниками сигналов. Самый распространенный пример – это сети интернет, которые проложены между компьютерами по линиям оптоволоконного проводника.

Указанное изделие, в зависимости от формы исполнения и функциональности, бывают нескольких видов:

  1. Многомодовый, или мультимодовый, кабель для подключения звукового или видеосигналов. В таком изделии траектории световых лучей имеют заметный разброс, в результате чего форма сигнала на приемном конце кабеля искажается. Центральное волокно имеет диаметр 62,5 мкм, а диаметр внешней оболочки – 125 мкм (это иногда обозначается как 62,5/125). Для передачи используется обычный (не лазерный) светодиод, что снижает стоимость и увеличивает срок службы приемопередатчиков, по сравнению с одномодовым кабелем. Длина волны света в многомодовом кабеле равна 0,85 мкм. Допустимая длина кабеля достигает 2-5 км. В настоящее время многомодовый кабель – основной тип оптоволоконного кабеля, так как он дешевле и доступнее. Задержка распространения сигнала в оптоволоконном кабеле не сильно отличается от задержки в электрических кабелях. Типичная величина задержки для наиболее распространенных кабелей составляет около 4-5 нс/м;

  1. Одномодовый кабель имеет стоимость немного выше, чем мультимодовый, но и его качество, а также технические данные гораздо лучше. В одномодовом кабеле практически все лучи проходят один и тот же путь, в результате чего все они достигают приемника одновременно, и форма сигнала практически не искажается. Этот проводник имеет диаметр центрального волокна около 1,3 мкм и передает свет только с такой же длиной волны (1,3 мкм). Дисперсия и потери сигнала при этом очень незначительны, что позволяет передавать сигналы на большое расстояние. Для одномодового кабеля применяются лазерные приемопередатчики, использующие свет исключительно с требуемой длиной волны. Такие приемопередатчики пока еще сравнительно дороги и не слишком долговечны. Однако в перспективе одномодовый кабель должен стать основным, благодаря своим высоким характеристикам.

Указанные кабели являются наиболее распространёнными, поэтому их можно встретить практически в любом аудио,- или видеоустройстве.

Стоит отметить! Цифровой и звуковой проводники отличаются друг от друга, но работают по одной и той же технологии. Отличие заключается в толщине проводника, его компоновке и наружной изоляции. Кабель для передачи звука, как правило, имеет гибкую структуру, мягкий на ощупь и легко складывается пополам. Нередко можно встретить комбинированную сборку, в которой одновременно располагаются и звуковые, и цифровые жилы. Они имеют отдельную изоляцию, собранную в общий пучок.

Конструкция оптического провода

Оптический кабель для передачи аудио сигнала состоит из нескольких элементов. В первую очередь, это центральные жилы или волокна, по которым непосредственно протекает свет с информацией. Они состоят из пластика или стекловолокна, могут иметь различный диаметр, в зависимости от исполняемой функции. Благодаря своим свойствам, такие волокна обладают минимальным сопротивлением, поэтому сигнал может передаваться на значительные расстояния без потерь качества. Жилы устойчивы на перелом, могут сгибаться под острым углом, а при скручивании обладают кинетической памятью, поэтому легко компонуются в витую пару или пучок.

Далее от центра к периферии идет защитная оболочка из металлической фольги или трубки, в зависимости от толщины волокон и самого проводника. Такое покрытие предотвращает механическое повреждение несущей арматуры, сохраняет целостность изделия во время скручивания и перелома. Указанный слой чаще всего встречается в кабелях, которые располагаются в агрессивной среде, например, грунте или подвесных кабель каналах. Так как при монтаже таким способом проводник постоянно находится под нагрузкой на растягивание, дополнительное усиление в виде металлической фольги компенсирует и снимает натяжение.

Завершающей оболочкой является изоляционный материал в виде ПВХ шланга, который бывает с плотным прилеганием к основной жиле или с воздушной прослойкой для обеспечения мягкости и упругости изделия. Такая изоляция служит защитой от механических повреждений, попадания влаги и загрязнений. Часто производители добавляют в состав завершающего покрытия резину, что делает кабель более упругим и устойчивым к растяжению и вибрациям.

Существует отдельный вид цифрового оптического аудиокабеля, который, кроме звука в цифровом формате, призван передавать видео изображения и файлы. К таким относятся провод HDMI, который входит в комплектацию большинства современных телевизоров и аудиосистем. Кроме оптических волокон, проводящих звуковой сигнал, в состав проводника входят жилы для другой информации, видео файлов, таких прожилин может быть несколько или одна общая.

Для снабжения по одному проводнику и передаваемым световым сигналом и электрическим током в конструкцию некоторых кабелей включены слаботочные провода типа AWG, выполненные из меди или алюминия. Такой проводник исполняет сразу несколько функций и может одновременно питать прибор электричеством и передавать аудио звук.

Применение

Оптический звуковой кабель применяется во многих сферах, где необходимо обеспечить передачу информации от носителя до потребляющего устройства. Данное изделие можно использовать для следующих целей:

  1. В автомобильной промышленности для организации аудиосистемы транспортного средства. В данном случае проводник прокладывается от устройства воспроизведения на внешние динамики, в результате колонки снабжаются и звуковым сигналом, и питанием по слаботочной схеме. Благодаря своим свойствам, оптический кабель обладает низким сопротивлением, поэтому звук передается в первозданном виде без искажений и провалов;
  2. В системах оповещения о возникновении аварийной ситуации или пожаров внутри общественных зданий. Благодаря скорости передачи сигнала по оптическому проводнику, время от реагирования блока системы и до включения оповещения минимально, к тому же наружная изоляция провода устойчива к попаданию влаги и в случае срабатывания автоматики тушения, кабель не пострадает и будет исправно работать;
  3. В последнее время многие производители телефонов стали использовать такую технологию в изготовлении гарнитуры для прослушивания аудио файлов. Конечно, оптический кабель немного дороже, чем классический из металла, но благодаря современным технологиям и качеству материала этот параметр постепенно выравнивается.

Таким образом, можно сделать вывод, что оптический кабель для передачи звука является оптимальной заменой для устаревших аналоговых проводов из меди или алюминия, он постепенно набирает популярность среди производителей цифровой техники и других устройств.

Видео

Приобретая хорошую акустику, неопытный человек никогда не задумывается над тем, что для качественного звучания всей системы, помимо динамиков, требуется обзавестись соответствующими проводами. Особенно это касается моделей среднего ценового сегмента, где производитель может укомплектовать изделие неплохими колонками, и при этом, сэкономить на звукопроводящих кабелях, или не положить их вовсе.

Провод для акустических систем, является такой же важной деталью, как и усилитель, который, к слову, выполняет главную работу во всей системе.

Чтобы вы лучше уловили суть всей проблемы, давайте немного окунемся в теорию, и посмотрим, как функционирует звуковая система. Приведенная схема актуальна, как для дорогущей Hi-Fi акустики, так и для обычных колонок на персональном компьютере.

Что такое «бутылочное горлышко»

Термин «Бутылочное горлышко», или «Bottleneck», можно часто услышать среди компьютерщиков, и людей, занимающихся обзорами железа для ПК. Употребляется он для обозначения элемента системы, тормозящего остальные части, то есть самое слабое звено.

Общая производительность системы, всегда будет равняться мощности именно этого элемента, несмотря на наличие, более качественных деталей схемы.

Данный принцип, применим не только к компьютерной периферии, но и для любой электронной схемы, и даже механизмов.

Итак, чем же грозит использование некачественных проводов? Давайте кратко ознакомимся с принципом работы простейшего транзисторного усилителя.

Итак:

  • На схеме выше, изображена упрощенная схема работы однотранзисторного усилителя звука. Мы не стали указывать остальные элементы, дабы не усложнять процесс понимания функционирования устройства, и ограничились только самим транзистором.
  • Транзистор – это полупроводниковая деталь любого современного электронного устройства. Именно благодаря ему, техника смогла уменьшиться в размерах, и серьезно сбавить в весе.
  • Он имеет три вывода, которые называются: база, коллектор и эмиттер.
  • Ток через транзистор протекает между коллектором и эмиттером в одном направлении (меняется в зависимости от типа радиодетали). База же, служит ключом для управления потоком. Принцип прост: ключ закрыт – ток не течет, открыт – ограничений нет.
  • Но база имеет не только два положения: «вкл» и «выкл». «Дверца» приоткрывается, в зависимости от величины напряжения подаваемого на базу (от 0 до 1 В). На этом и построен принцип работы усилителя.
  • Напряжение на эмиттере превышает напряжение базы в несколько раз, например, 10В против 1-го. Соотношение этих величин, и есть коэффициент усиления. На базу подается переменный сигнал от проигрывателя, или микрофона, который постоянно меняет своё значение. В это время транзистор повторяет сигнал, но уже на больших напряжениях, который, в свою очередь, подаётся на динамики.

Предположим, что наш усилитель может увеличивать сигнал в 10 раз, и выдавать чистый сигнал, в частотном диапазоне от 20 Гц до 2кГц – именно такой диапазон доступен для человеческого слуха. Но для соединения с динамиком, мы возьмем низкокачественный провод для акустики.

В результате, из-за того, что провод не в состоянии передать все частоты, мы получаем деформированное звучание с шумами, или занижение мощности проводимого сигнала, часть которой тратится на нагрев провода. Всё преимущество нашего хорошего усилителя, сводится на нет. То есть, в итоге у вас получится следующая схема: сигнал – усилитель – «ослабитель» — звук. Вас ничего в ней не смущает?

Характеристики акустических проводов

Давайте обозначим все характеристики проводника, которые влияют на качество передаваемого сигнала.

Качество звучания напрямую зависит от следующих технических характеристик дизайна провода:

  • Тип материала проводящего сердечника;
  • Свойства и характеристики изоляции;
  • Особенность внутреннего строения кабеля.

Качество используемого металла влияет на чистоту и глубину низких частот (басов). От остальных характеристик зависят точность тембра и звукопередачи.

Сегодня, самым доступным металлом с высокими характеристиками токопроводимости под акустику, является медь. Именно она применяется при изготовлении подавляющего большинства кабелей. Но медь бывает разного качества, с различными примесями, которые влияют на её свойства.

В результате медные провода делят на следующие типы:

  • ТРС – медь, полученная по технологии грубой очистки. Провода из данного материала используются в бюджетной акустике, где требования к качеству звучания невысоки.
  • OFC – бескислородная медь, обладающая хорошей проводимостью. Данный проводник обеспечивает передачу сигнала практически без потерь, и применяется в системах среднего ценового сегмента. Благодаря приемлемой стоимости и своим характеристикам, данные провода получили наибольшее распространение по миру.
  • РСОСС – провода из чистой меди, полученной методом непрерывной вытяжки расплава. Данная технология разработана китайскими инженерами, и с успехом применяется для изготовления самой качественной продукции. Но не следует думать, что это относится к китайской продукции.

Совет! Некоторые компании создают свои провода, изменяя, или усовершенствуя указанные технологии. Например, фирма « Hitachi » выпускает эксклюзивный продукт, с увеличенной кристаллической решеткой, который маркируется, как LC — OFC .

Как известно, драгоценные металлы проводят ток гораздо лучше меди. Но, если цена золота и платины совсем несовместимы с таким применением, то серебро при изготовлении проводов, применяется довольно часто.

Так, цена за 1 метр провода из чистого серебра составляет 100 евро, и это далеко не предел. Применяют данные изделия в комплекте с элитной техникой и дорогостоящим концертным оборудованием.

Гораздо чаще, можно встретить, так называемые композитные провода, состоящие из нескольких металлов. Так, например, медные жилы покрываются (лудятся) тонким слоем серебра или олова, что дает данным проводам усиленные свойства.

Комбинируют медь не только с металлами, но и с углеродистыми проводниками. Такие добавки придают проводнику определенные свойства. Называются такие провода – компонентными.

Совет! Если ваш провод никак не маркирован, и сделан из неизвестных сплавов, то смело отправляйте его в мусорное ведро, и бегите за новым в магазин.

Сопротивление проводов

Итак, после прочитанного, резюмируем – главное значение для акустического кабеля это его пропускная способность, на которую напрямую влияет сопротивление токопроводящей части. Чем оно выше, тем сигнал хуже проходит по проводу.

Как вы уже, наверное, догадались, каждый тип сплава, отличает именно этот показатель. Но сопротивление провода зависит не только от этого. Большое значение имеют длина и сечение кабеля.

Что обозначает понятие «сопротивление» в электрической цепи? Сопротивление – это свойство противодействия материала движению электронов. Чем оно выше, тем ниже пропускная способность проводника (в электронике для понижения силы тока применяются специальные элементы, называемы резисторами).

Проведем небольшую аналогию с водопроводом:

  • Представим, что у нас имеется труба, по которой течет вода со скоростью 2000 литров в час. Её диаметр, соответствует количеству пропускаемой жидкости.
  • Но что будет, если мы врежем посередине участок другой трубы, меньшего размера, или слегка прикроем кран?
  • Всё верно. Количество пропускаемой воды уменьшится, так как на её пути появилась дополнительная помеха, препятствующая потоку — то есть создается сопротивление.
  • Или обратная ситуация – увеличиваем диаметр трубы при том же давлении, что и ранее. Сразу выводим следующее правило: уменьшение сопротивления без увеличения нагрузки, не влияет на производительность системы.
  • Аналогично дело обстоит и с электрическим током – чем тоньше или длиннее провод, тем выше его сопротивление. По толстому кабелю сигнал будет передаваться куда лучше, но оглядываясь на описанное выше правило, уточним, что его диаметр нужно подбирать под пиковую мощность сигнала.

Внимание! Провод акустический 2х4 мм², способен передавать сигнал практически со скоростью света (98% великолепный результат).

Рассчитать сопротивление провода очень просто. Используйте для этого приведенную таблицу. Например, диаметр 10-ти метрового медного провода составляет 1 мм. Сопротивление 1 метра данного провода составляет 0,023 Ом, что очень мало. Всё что вам осталось сделать – это перемножить данное значение на общую длину проводника: 0,023*10=0,23 Ом.

Далее, открывается инструкция вашего усилителя, и смотрится оптимальное значение, которое советует производитель. При необходимости, провести расчет можно самому, но эту часть мы опустим, так как намерения погружаться в формулы у нас не было с самого начала.

Давайте лучше ещё раз, на мгновение вернемся к нашему водопроводу. Что будет, если создать в трубе слишком высокое давление?

Правильно, она завибрирует, и возможно даже лопнет в самом худом месте. В электронике, подобное явление называется короткое замыкание (КЗ). Конечно, оно не грозит вам при подключении акустики, но потеря сигнала, ухудшение качества звучания, и нагрев проводов – явления довольно частые.

Прочие факторы

Углубляться в эти дебри не станем, и отметим лишь главное:

  • Лучшей, считается изоляция из тефлона, особенно из вспененного, или с низкой плотностью.
  • Далее по убыванию, идет полипропилен – провода с такой изоляцией немного хуже, но имеют более приятную цену.
  • Самым распространённым на сегодня изоляционным материалом, является поливинилхлорид. Но такие акустические провода, из-за эффекта накопления диэлектриком заряда, сильно искажают звук, и явно не подходят для качественных систем звучания.

Совет! Хорошая изоляция акустического провода, должна быть эластичной, иначе при сильных перегибах, может произойти её повреждение.

Дополнительным плюсом качественного провода, является наличие экрана, который будет препятствовать появлению шумов. Данный тип кабелей рекомендуется применять для автозвука и дорогой Hi-Fi акустики.

Строение проводов, стандартные входы и подключение

В данной части статьи мы рассмотрим строение проводов, и ознакомимся со списком клемм и соединений под них.

Типы акустических проводов

Акустические провода могут быть одно- и многожильными. Вторые, в свою очередь, делятся на три типа.

Пучкообразная жила: расположение токоведущих жил в таком кабеле неравномерно, что делает его уязвимым к отраженным сигналам. Поэтому использовать данный тип с акустикой, не рекомендуется.

Следующий тип проводов называется – концентрический. Благодаря тому, что жилы расположены ровно, по всей длине проводника образуется практически идеальное круглое сечение, что дает стабильное сопротивление на всех участках, и как следствие, передачу сигнала с малыми потерями.

Самой лучшей конструкцией, является — веревочная. По сути – это усовершенствованная модель предыдущего кабеля, но с лучшими показателями гибкости самого провода, что очень важно при укладке на участках с крутыми изгибами.

Одножильные провода обладают самой большой пропускной способностью, но из-за высокой жесткости, применение их в компактных системах довольно проблематично.

Акустический кабель витая пара

Особняком стоят кабели «витая пара», которые имеют множество вариантов сплетения. Некоторые из них оснащены сложным экранированием, что в значительной мере влияет на качество передаваемого сигнала.

В данных моделях проводов могут использоваться как монолитные, так и многожильные токонесущие жилы. Чем дальше они разнесены друг от друга, тем четче и детальнее передаются частоты от усилителя — но при этом начинает страдать слитность звука. Поэтому, наиболее оптимальное сочетание этих параметров, и есть главная задача инженеров, создающих данные провода.

Витая пара бывает следующих моделей:

  • UTP – стандартный кабель без экрана;
  • FTP – у данной модели акустического кабеля, имеется фольгированный экран для отражения помех;
  • STP – каждая жила провода имеет собственный экран, плюс добавлен общий экран, в виде оплетки из медной проволоки;
  • S/FTP – внешним экраном для кабеля служит витая медная пара, каждая из которых имеет оплетку из фольги;
  • SF/UTP – витая пара не имеет защиты, но экран у такого провода состоит одновременно из фольги и проволоки.

Совет! Даже хорошо экранированные провода, с двойным слоем изоляции, способны улавливать посторонние шумы, поэтому при укладке на металлические конструкции (салон автомобиля), рекомендуется, предварительно помещать их в гофру.

О чем говорят тесты

Каждый тип кабеля, был уже кем-то опробован множество раз, поэтому у пользователей сложилось своё мнение о каждой модели в частности.

Итак, что советуют профессионалы на просторах интернета:

  • Естественно, лучшими показателями обладают провода из чистого серебра, которые могут обеспечить передачу звучания с обертонами, и оригинальную запись звука, без каких-либо искажений
  • Провода из монокристаллической меди (ООС) – это отличное решение для всех типов частот. Акустический провод для сабвуфера из этого материала, обеспечит чистый, глубокий бас.
  • При выборе кабеля из бескислородной меди, вы столкнетесь с настоящей проблемой. Причина в том, что качество звучания на проводах разных производителей, сильно отличается. Особенно это касается китайских изделий, большая часть которых не выдерживает никакой критики.
  • Композитные провода тоже весьма неплохи, но иногда, луженая оловом медь может создавать эффект шепелявости. Посеребренные модели придают звуку больше яркости, что скорее, считается плюсом.

Совет! Выбирая провод, откажитесь от немаркированных вариантов. Лучше купите товар известной марки. Например, из бюджетного сегмента выделяется продукция фирмы « Mystery».

Клеммы и разъемы

Думаем, что ни для кого не секрет, что тип клеммы выбирается в зависимости от формы ответного гнезда, которым снабжены усилители и колонки. Но всё равно мы думаем, что пробежаться по основным из них, будет весьма полезно.

На фото выше, изображена U-образная клемма, которая чаще всего применяется при установке автомобильных усилителей. Соединение обладает изоляционным кожухом для защиты, но все равно, рекомендуется дополнительно обматывать стыки изоляторов, изолентой. Делается это потому, что контакты в системе находятся очень близко друг к другу, а вибрация кузова авто может оголить изоляцию.

Винтовые зажимы не потребуют от вас дополнительных деталей. Достаточно вставить в отверстие очищенный от изоляции конец провода, и затянуть гайку. Чаще всего, такие соединения можно увидеть на низкочастотных динамиках и домашних Hi-Fi системах.

Винтовые клеммы применяются при соединении профессиональной аппаратуры, дорогой акустики и микшеров для записи звука.

Зажимные клеммники – это очень удобное решение, применяемое в большинстве компьютерных акустических систем, недорогих домашних кинотеатрах и музыкальных центрах. Данное соединение так же не нуждается в ответных разъемах.

Готовые решения

Если ваша звуковая система оснащена вместо клеммников гнездами, то вам придется покупать готовый акустический кабель под них. Хотя на рынке чаще всего представлены образцы китайской промышленности, качество которых явно не лучшее, вы все равно можете найти продукцию известных производителей, так как все вышесказанное, относится в полной мере и к этим товарам.

Так, например, для подключения к звуковой карте компьютера отдельного усилителя, или музыкального центра, используется кабель 3,5 мм мини-Джек — тюльпан. Кстати, в магазинах радиотоваров всегда можно найти множество переходников и нестандартных кабелей, которые позволят соединить в систему непрофильные приборы.

Многие системы, в том числе и автомобильные, оснащены гнездами под тюльпан. Данное соединение очень удобно и надежно. Провода данного типа могут использоваться как для передачи звука, так и видео.

Подключение динамиков

Соединить аудиосистему своими руками очень просто. Главное — следовать рекомендациям изготовителя, и соблюдать последовательность подключения.

Каждый усилитель поддерживает определенное количество подключаемых динамиков, которые вы можете подобрать самостоятельно, под требуемую схему подключения. Готовые же системы, комплектуются с завода, и имеют соответствующее обозначение: 2.0; 2,1; 5,1; 7,1 – эти цифры, как раз и говорят о количестве колонок в комплекте.

  • Первая цифра указывает, сколько высоко- и среднечастотных выходов имеет усилитель. Вторая – обозначает наличие в системе низкочастотного сабвуфера.
  • Чтобы не запутаться, откройте прилагаемую схему подключения, где вы увидите название всех выводов, которые, кстати, дублируются на самом усилителе и колонках.
  • Всё, что вам осталось сделать – это последовательно соединить все элементы. Но будьте внимательны, и не спутайте полярность. Плюсовые клеммы усилителя и динамиков, обычно обозначаются красным цветом, а минусовые – черным.
  • Плюсовой провод для акустики, маркируется цветной полосой (см. фото выше), или имеет красную изоляцию. Минусовой – может быть черного цвета, или не иметь маркировки вовсе.

Последовательно соединяя провода для акустики с выводами, вы гарантируете себе качественный результат, без риска спутать кабели. Поверьте, что гораздо больше времени, у вас уйдет на распаковку системы, и расстановку её по комнате.

На этом всё — надеемся, что мы смогли наиболее полно преподнести материал. Читайте больше статей на нашем сайте!

08.05.2011

Аудио кабели - казалось бы, довольно простая тема, но как только вы встаете перед выбором, вы быстро обнаружите, что они сильно различаются по назначению, цене и качеству. Это руководство поможет вам разобраться в различных типах кабелей и разъёмов.

При всем многообразии типов кабелей все они имеют сходные конструкции. Если рассмотреть поперечное сечение кабеля, то в его центре находятся один или несколько проводов, покрытых слоем изоляции. Эти провода, вместе с прокладкой из природных текстильных материалов, служащей для упрочнения конструкции и снижения микрофонного эффекта, помещены в зкранирующую оплетку. Все это покрывается одним или несколькими слоями изоляции.

Качественные характеристики различных аудио кабелей

Провода дешевых кабелей чаще всего делают из обычной меди. Провода более дорогих кабелей делают из бескислородной меди (Oxygen-Free Copper, OFC), получаемой переплавкой при сильно пониженном давлении. Еще дороже стоят кабели, провода которых делаются из серебра и золота. Такие кабели используются там, где необходимо как можно точнее передать сигнал. Кроме того, для передачи звуковых сигналов используются не менее дорогие карбоновые провода, сделанные из полимерного углеродсодержащего волокна. Изоляцию большинства кабелей обычно делают из поливинилхлорида (полихлорвинила), пластизоля и полиуретана.

Кроме электрических характеристик, основными из которых являются сопротивление, индуктивность и емкость, у провода есть также важные физические характеристики - диаметр, площадь поперечного сечения или калибр. Диаметр провода измеряется в миллиметрах, площадь поперечного сечения - в квадратных миллиметрах, а для калибра существует американская система AWG (American Wire Gauge ). Для сопоставления калибра AWG, диаметра и площади поперечного сечения круглого провода существует таблица .

Основная цель кабеля - это перемещения электрического сигнала от одного компонента к другому без значительного ухудшения сигнала или без введения шума. Существуют дорогие, отличного качества кабели для истинных аудиофилов, они сконструированы и изготовлены так, чтобы держать сигнал нетронутым и работать без помех. Большинство музыкантов не нуждаются в подобном качестве во время выступления, однако, это не показатель, и вам не помешают кабели высокой звукопередачи. Качественные кабели будут передавать лучший звук, а, как известно, если у вас звук лучше, вы будете звучать лучше.

Другие приметы «качества», такие как позолоченные разъёмы и бескислородные (Oxygen-free ) медные провода, не являются такими супер важными. Золочение может уменьшить сопротивление, но более подвержено износу, чем никелирование, поэтому может не подходить для разъёмов, которые часто подключаются и отключаются от сети. Бескислородные медные провода могут предложить меньшее сопротивление, но в бОльшей мере этому способствует ширина сечения провода.

Главным образом, вам необходим кабель гибкий, прочный, из материала хорошего качества с хорошо паяными соединениями. Другие характеристики - это разъёмы на выбор с эпоксидными горшками или с горячим клеем (заполненные начинкой из одного вещества или другого для предотвращения движения концов проводов и их жесткого фиксирования) и уменьшающие нагрев на концах кабеля оплетки (пластиковая оплетка вокруг проводов и терминалов, которая при нагреве обеспечивает плотную посадку проводов и их фиксацию). Инструментальные кабели должны быть особенно прочными. Они постоянно перемещаются во время выступления, часто подвергаются случайному выдергиванию или на них могут наступать, а также их довольно часто подключают и отключают от сети. Не существует вечных инструментальных кабелей, но бывают те, которые служат дольше. Еще один критерий - желательно покупать кабели, достаточные по длине, но при этом не слишком длинные (так как чем длиннее кабель, тем больше вероятность шума).

Типы кабелей ПО ФУНКЦИИ

Музыканты, имеющие дело с кабелями, обычно разделяют их на четыре основные категории: инструментальные кабели (Instrument cables ) , соединительные кабели (Patch cables ) , кабели для динамиков (Speaker cables ) , и микрофонные кабели (Microphone cables ) . Правило номер один: совершая покупку, выбирайте кабель, предназначенный для определенной, вам необходимой цели. Инструментальный кабель не должен быть использован для подключения динамиков. Он будет работать, но не должным образом и, при определенных обстоятельствах, может вызвать проблемы. И вы никогда не захотите использовать кабель для динамика в качестве инструментального кабеля или соединительного, потому что это неэкранированный и чрезвычайно восприимчивый к источникам шума вариант.

Инструментальный кабель: Как видно из названия, им подключается гитара, бас, клавишные, или другие электронные приборы, к усилителю. Он имеет положительный провод и экранирование, которое служит в качестве заземления. Он предназначен для передачи от инструмента аудиосигналов с низким напряжением и наиболее часто имеет разъём 1/4" (6,35 мм) TRS, или, так называемый, «джек» (англ. jack ).

Соединительный кабель: короткий кабель, используется для связи различных компонентов для схемы при звукозаписи или установки усилителя, или для соединения педалей эффектов друг с другом и автоматического подключения инструмента к усилителю. Чаще всего соединительные кабели аналогичны инструментальным, но они также могут быть симметричными (см. ниже), и могут иметь различные виды разъёмов (XLR, 1/4" phone, TRS, RCA).

экранированный и симметричный кабель с XLR разъёмом-«папой» (male ) на одном конце и XLR разъёмом-«мамой» (female ) с другой. Некоторые микрофонные кабели имеют разъём TRS «мини-джек» или USB разъём на конце для подключения непосредственно к звуковой карте Вашего компьютера или цифрового устройства записи. Микрофонный кабель часто используется как длинный, сбалансированный кабель, соединяющий подключенный микрофон с микшерным пультом. Кроме того, микрофонный кабель часто используется для DI связи (DI-бокса) между усилителем и микшерным пультом. Микрофонные кабели также иногда используются для AES / EBU цифрового выхода.

Кабель для громкоговорителей ( Speaker cable ): неэкранированный двухпроводный кабель намного толще, чем соединительные, инструментальные или микрофонные. Они состоят из большего числа проводов, потому что по ним проходит гораздо более высокое напряжение. Даже ZIP шнур (или ламповый шнур) может быть использован в качестве кабелей для динамиков. Они могут иметь разъёмы 1/4" phone, banana clip (также называемые MDP разъёмы), binding post (как правило, встречаются у стерео усилителей), или Speakon разъёмы.

Многоканальные кабели (Snakes , или «мультикоры», «мультикорные кабели»): состоят из нескольких одиночных кабелей, заключенных в одну мощную общую изоляционную оболочку. Они применяются для многоканальной передачи аналоговых и цифровых сигналов, чаще всего на большие расстояния. Кроме одиночных кабелей, в этой оболочке может находиться пластиковый или текстильный шнур, придающий мультикорам механическую прочность. Также этим шнуром удобно привязывать конец мультикора к раме коммутационной панели, например. Одиночные кабели в мультикорах могут быть всех трех типов. «Змеи» сценические могут содержать в себе микрофонный, соединительный и кабели для громкоговорителей и используются для двусторонней связи между сценой и удаленным микшерным пультом звукорежиссера. Они могут иметь целый веер различных разъёмов на одном конце, и коробку на конце «сценическом», которая представляет собой соединительную панель с «гнёздами». Существует также тип мультикоров для студий, где разделение различных кабелей необходимо для подключения студийного оборудования. Экранирование и изоляция одиночных кабелей могут быть как индивидуальными, что хорошо, так и общими, что плохо из-за невозможности разделения общих проводов для отдельных каналов передачи. Это стоит учитывать при покупке многоканальных кабелей, помимо основных параметров: длины и типа соединений.

Симметричные и несимметричные кабели (Балансные и небалансные)

Межкомпонентные соединительные кабели линейного уровня бывают двух типов: симметричные и несимметричные. Симметричные кабели более «тихие» и часто называются «профессиональными», а несимметричные - «бытовыми». Симметричные чаще используются для подключения оборудования, шум для которого недопустим. Несимметричный кабель обычно заканчивается RCA-вилкой. Симметричные кабели легко узнать по трехконтактному XLR-соединителю (или TRS-разъём). Это продиктовано тем, что внутри симметричного кабеля имеется три проводника: по двум из них передается сигнал (положительный - positive и отрицательный - negative ), а к третьему подсоединено заземление. Сигналы проводятся одновременно в обоих проводниках, а обратная полярность отменяет создание любых помех *.

* Когда два совершенно одинаковых, но противоположных по полярности сигнала, передаваемых по симметричной линии, поступают в компонент, принимающий сигнал, — на вход дифференциального усилителя, помехи, наведенные на кабель, устраняются. Это происходит потому, что дифференциальный каскад усиливает только разность двух сигналов. Проникающие в линию помехи одинаковы в обоих проводниках, следовательно, дифференциальный усилитель сможет их подавить. Такой способ устранения помех, идентичных в обоих проводниках симметричной линии, называется ослаблением синфазного сигнала (common-mode rejection). Дифференциальные входы характеризуются их способностью подавлять общий для обоих проводников сигнал. Этот параметр называется коэффициентом ослабления синфазного сигнала (Common-Mode Rejection Ratio, или CMRR). Помните, что симметричная линия не сделает зашумленный сигнал чистым. Она всего лишь предотвращает появление дополнительных помех при передаче через межкомпонентный кабель. Дифференциальный усилитель устранит помехи только в том случае, если они идентичны в обоих проводниках.

Поскольку симметричные кабели устраняют любые помехи и шум, они могут быть длиннее несимметричных. Несимметричные кабели более 10 дюймов длиной восприимчивы к шуму и требуют усиления заземления.

При покупке важно не перепутать одиночные стерео-кабели с симметричными моно-кабелями. Хотя они и имеют одинаковые TRS-разъёмы, назначение их и подключение - совершенно разные.

Экранирование

Все кабели, применяемые в звуковом оборудовании, за исключением кабелей для громкоговорителей и оптических кабелей, экранированы для защиты сигнала от помех, которые создают шум. Это означает, что вокруг сигнальных проводов кабеля должна располагаться проводящая поверхность (экран), защищающая провода кабеля от воздействия электромагнитного излучения. Экран чаще всего используется как общий провод. Цель - защита сигнала от источников шума, таких как радио-сигнал, шнуры питания, люминесцентные лампы, реостаты диммеров и некоторые приборы. Когда вы слышите радио через ваш усилитель, это обычно означает, что экранирование, защита вокруг компонентов вашего усилителя недостаточное, однако не стоит забывать и о том, что причиной может стать плохое экранирование кабеля к вашему инструменту. Хороший экран может также служить в роли заземления.

В звуковых кабелях экран бывает трех типов : из фольги , проволочной сетки или проволочной спирали . При изготовлении экрана, производители кабелей стараются, чтобы он полностью закрывал собой сигнальные провода кабеля. Проще всего этого добиться, делая экран из металлической (чаще алюминиевой или медной) фольги. Этой фольгой обматывают сигнальные провода кабеля и под нее прокладывают оголенный провод для контакта с ней. Такой экран обеспечивает 100% покрытие сигнальных проводов. Однако экран из фольги имеет недостатки, главный из которых - механическая ненадежность, поэтому его применяют в кабелях, предназначенных для стационарного использования.

Экранная сетчатая оплетка является самой механически надежной и гибкой формой экрана. Это самый распространенный тип экрана. На сцене микрофонные и инструментальные кабели постоянно гнутся, тянутся, на них часто наступают, оплетка - лучшее, что можно придумать для этих условий. Но при этом она сложна в изготовлении, да и добиться 100% покрытия ею сигнальных проводов сложно. Обычно экранная сетчатая оплетка покрывает от 60 до 85% площади сигнальных проводов. Некоторые фирмы делают очень плотные сетчатые оплетки, покрывающих в кабеле до 96% площади проводов.

Экранирующая спиральная проволочная оплетка имеет одно большое достоинство - она обеспечивает кабелю такую гибкость, которую невозможно достичь при экране из фольги или при сетчатой оплетке (гибкость кабелей имеет повышенное значение в концертных условиях). Правда, на этом все ее достоинства заканчиваются. Спиральная проволочная оплетка покрывает не более 80% площади сигнальных проводов и при оказании на нее физических воздействий быстро приходит в негодность (хотя и не так быстро, как экран из фольги). При этом резко уменьшается покрываемая ею площадь. Кроме того, это менее устойчивый к радиочастотным (RF) помехам экран, потому что он представляет собой на самом деле катушку, которая имеет индуктивность.

Некоторые фирмы производят кабели с двойной экранировкой. Чаще всего это комбинация фольги с жиденькой сетчатой оплеткой, которая служит для ее упрочнения. Также делают двойную спиральную оплетку, которая надежнее, чем одинарная, и покрывает несколько большую площадь проводов.

Виды кабельных разъёмов

Обычно для приборов «живого звука» используются шесть видов кабельных разъёмов: TRS и XLR - для симметричного соединения и TS, RCA, разъёмы типа «банан» и Speakon - для несимметричного.

Разъёмы делятся на гнезда (по-английски их еще называют «female », а по-русски - «мама») и штекеры (по-английски их еще называют «male », а по-русски - «папа»). Если для разъёмов типа «джек» это деление очевидно, то в случае с разъёмами XLR, например, часть разъёма со штырьками является штекером, а ответная часть разъёма с отверстиями - гнездом.

TS phone 1/4"(TS четвертьдюймовый Джек) - самый распространенный разъём для передачи аудиосигнала, его можно встретить на несимметричных соединительных кабелях, инструментальных и speaker-кабелях. Аббревиатура «TS» расшифровывается как: T - Tip , что означает «кончик» и S - Sleeve , что можно перевести как «гильза». Именно из этих двух частей состоит этот разъём. При использовании двухконтактного разъёма контакт Tip (2) соединяется с сигнальным проводником, а контакт Sleeve (1) - с общим или земляным проводником, например, экранирующей оплеткой. 4 — изоляция.

TRS phone jack (англ. Tip, Ring, Sleeve - что переводится как Кончик, Кольцо, Гильза ) выглядит как TS phone 1/4", за тем лишь исключением, что имеет дополнительный сегмент вала под названием «кольцо». «Кончик», «кольцо» и «гильза» позволяют подключать два провода, а также использовать землю. Трехконтактный разъём при использовании для симметричной коммутации распаивается следующим образом: контакт 1 (Sleeve ) соединяется с общим проводником. Контакт 2 (Tip ) предназначен для передачи сигнала в фазе. В этом случае он называется «hot », «плюс», «фаза», «фаза плюс» или «горячий». Контакт 3 предназначен для передачи сигнала в противофазе. Его называют «cold », «минус», «противофаза», «фаза минус» или «холодный».

При двухканальной передаче, контакт 1 (Sleeve ) используется для соединения с общим проводником, а контакты 2 (Tip ) и 3 (Ring ) - для сигнальных проводников первого и второго канала соответственно. Частным случаем двухканальной передачи является передача стереофонического сигнала. Ярким примером этому могут служить наушники. При стереофонической передаче, контакт 1 (Sleeve ) - общий, контакт 2 (Tip ) передает сигнал левого канала, а контакт 3 (Ring ) - правого. Другим случаем двухканального использования разъёмов типа джек является двунаправленная передача звуковых сигналов. Ярким примером этому может служить разъём разрыва (insert ) канала на микшерном пульте. Как и везде, контакт 1 - общий, а вот стандарта распайки для второго и третьего контактов не существует. Один из двух оставшихся контактов - выход, а второй - вход.


XLR разъёмы (иногда называют «Switchcraft », «Cannon » и «канон») - это то, что вы обычно видите на концах микрофонного кабеля (как разъёмы типа «мама», так и типа «папа»). Эти разъёмы могут иметь три, четыре, пять и более контактов. Трехконтактные разъёмы XLR имеют наибольшую распространенность в звуковом оборудовании. Они применяются для симметричной передачи аналоговых сигналов микрофонного или линейного уровня, цифровых сигналов, а также синхросигнала. Трехконтактные разъёмы XLR используются на симметричных соединительных кабелях для отправки сигнала от микшерного пульта к динамикам, и от DMX контроллера к осветительному оборудованию. Разъёмы XLR с количеством контактов более трех применяются в ламповых и стереофонических микрофонах.

RCA разъёмы - наиболее часто используемые на потребительском стерео оборудовании, проигрывателях компакт-дисков и вертушках. RCA кабели, как правило, представляют собой пару проводов, формованных вместе так, что только концы их разделены. Многие микшерные пульты имеют RCA входы для подсоединения стерео проигрывателя компакт-дисков к PA system , а некоторые пульты имеют также RCA выходы для подключения к записывающим устройствам.

Разъёмы типа «банан» / Banana plug - это двусторонний разъём, используемый на speaker -кабелях, часто только на конце усилителя, либо на обоих концах, когда усилители снабжены соответствующим гнездом. Главным достоинством разъёма типа «банан» является то, что провода не спаяны. Концы проводов проскальзывают в отверстие и удерживаются на месте с помощью стопорного винта. Эта простая конструкция позволяет на месте проводить необходимый ремонт, буквально «на лету».

Speakon разъёмы используются для подключения акустических систем, все чаще встречаются для подключения динамиков в системах PA. Здесь они необходимы из-за того, что довольно надежны и не могут быть случайно выдернуты из гнезда, что случается с разъёмами типа «банан» или с TRS phone джеками. Разъёмы Speakon рассчитаны на большие значения токов, в них предусмотрена защита от прикосновения человека к токоведущим частям, что актуально для мощных усилителей. Разъёмы бывают трех видов: двухконтактные, четырехконтактные и восьмиконтактные. Чаще всего используются четырехконтактные разъёмы.

Миниджек (1/8" mini jack ) - разъём диаметром 3,5 мм, широко известен по бытовой аппаратуре. В профессиональной аппаратуре он чаще всего применяется для подключения наушников, да и то - в маленьких звуковых модулях, переносном оборудовании и прочих устройствах, где важен размер гнезда. Большее распространение миниджек получил в мультимедийном оборудовании. Разъёмы могут быть либо TS, либо TRS.

Разъёмы типа D-Sub (многоконтактный разъём D-Subminiatur e) - чаще можно увидеть на компьютерах. В звуковом оборудовании он применяется для передачи аналоговых сигналов микрофонного и линейного уровней, а также для некоторых звуковых цифровых интерфейсов, например, TDIF. Кроме этого, разъём D-Subminiature используется в различных RS интерфейсах. D- Sub разъёмы бывают 9 -, 15 -, 25 -, 37 и 50-контактными. DB25 размер D-Sub обычно используется некоторыми аудио-брендами (Tascam и др.) для аналогового / цифрового ввода / вывода. Микшеры Mackie используют DB25 для подключения к интерфейсу FireWire . DB25 разъёмы также используются у некоторых многоканальных кабелей (мультикоров ) для аналоговых соединений, в частности тех, которые используют стандарт Tascam .

Переходники

После кабелей и разъёмов, переходники являются самыми распространенными коммутационными устройствами. По мере добавления оборудования вы можете столкнуться с необходимостью кабеля с необычным набором разъёмов. Тут на помощь придут переходники.

Эти приспособления предназначены для соединения между собой приборов, имеющих разные типы входных и выходных разъёмов. Переходники имеют небольшой, часто цилиндрический корпус, в торцах которого находятся разъёмы разного типа. Самыми распространенными являются переходники с XLR на трехконтактный четвертьдюймовый джек и с RCA на двухконтактный четвертьдюймовый джек. Часто встречаются (в основном для использования с наушниками) переходники с трехконтактного миниджека на трехконтактный четвертьдюймовый джек. Существуют переходники и с другими комбинациями разъёмов.

Использование таких переходников возможно только при соответствии входных и выходных параметров приборов, то есть входы и выходы должны иметь одинаковый номинальный уровень сигнала (например, линейный), передавать сигнал одним способом (симметричным или несимметричным) и подходить друг к другу по входным и выходным сопротивлениям (импедансам). При невыполнении этих условий, передача сигнала может быть некачественной. Так, при несовпадении номинальных уровней входных и выходных сигналов могут происходить искажения звука или увеличение уровня шума, а при несоответствии входных и выходных сопротивлений могут возникать потери сигнала. Классическим примером неправильного применения переходников является подключение электрогитары с пассивными датчиками, обладающими относительно высоким выходным сопротивлением (5-25 кОм), к линейному входу устройства с входным разъёмом XLR и относительно низким входным сопротивлением 10 кОм, при помощи переходника XLR-джек. В таком подключении есть несколько ошибок, главная из которых - несоответствие входного сопротивления прибора выходному сопротивления гитары (входное сопротивление в данном случае должно быть намного больше выходного, как минимум в десять раз). За это отвечают другие специальные устройства, при помощи которых можно производить подобные подключения. Это устройства согласования.

Устройства согласования

Эти устройства предназначены для соединения приборов, которые по каким-либо причинам нельзя соединять напрямую при помощи кабелей и переходников. Причинами невозможности прямого соединения приборов могут быть несовпадение номинальных уровней, неподходящие входные и выходные сопротивления, неодинаковый способ передачи сигнала или несовпадение характеристических импедансов. Все устройства согласования можно разделить на четыре группы: устройства согласования уровней, устройства согласования импедансов, устройства согласования способа передачи сигнала, устройства развязки.

Кроме того, существуют устройства, в которых используется одновременно несколько способов согласования. Многие из таких устройств обеспечивают электрическую развязку с одновременным выполнением, например, преобразования импедансов или согласования уровней.

Сплиттеры

Эти устройства предназначены для разделения звукового сигнала в целях его распределения между несколькими принимающими устройствами. Пожалуй, чаще всего они применяются в концертной деятельности, разделяя сигнал для основного и мониторного микшеров. Существуют одноканальные и многоканальные сплиттеры. Практически все сплиттеры имеют выходы с трансформаторной развязкой, то есть между их выходами и входом отсутствует гальваническая связь. В результате ликвидируется влияние друг на друга приборов, подключенных к выходам сплиттера. Кроме того, на сплиттерах встречаются кнопки Ground/Lift , при помощи которых возможно отключение земляного контакта выходного разъёма от общей земли канала.

Rolls MS 20, например, является одноканальным микрофонным сплиттером. Устройство имеет симметричный микрофонный вход на разъеме XLR и два развязанных трансформаторами симметричных микрофонных выхода на разъемах XLR. Кроме разъемов есть переключатель Ground/Lift, который отключает земляные контакты выходных разъемов от земли входа.

Коммутаторы

Если сплиттеры разделяют входной сигнал одновременно на несколько выходов, то коммутаторы позволяют направить сигнал с входа на выбранный выход, или наоборот - с выбранного входа направить сигнал на выход. Они применяются для переключения пути звукового сигнала, когда, например, необходимо направлять звук то на один, то на другой процессор эффектов.

Самым простым коммутатором является так называемый A-B Box. Он позволяет направить сигнал с входа на один из двух выходов, или один из двух источников сигнала подключить к одному приемнику. Например, A-B Box DOD 270 способен подавать на один выход сигнал с одного из двух источников или посылать входной сигнал на один из двух приемников. Все три разъема (A, B, Com) для подключения источников и приемников - джеки. Переключение осуществляется нажатием на кнопку-педаль.

Кабельные тестеры

Если у вас PA system , большой звуковой комплекс, который вы используете регулярно для крупных концертов, то кабельный тестер - совсем небольшая, но такая важная, инвестиция. Кабели могут подвести или подводить периодически, и тогда именно кабельный тестер сможет быстро подсказать, где, в каком месте и что это за проблема.

Цифровые (DIGITAL) кабели и разъёмы

Кабели и разъёмы, описанные выше, - аналоговые, используемые для систем PA, подключения инструментов, а также традиционных студий. Сегодня цифровые технологии добавили много типов разъёмов и кабелей, которые соединяют компьютерные серийные шины с различными внешними устройствами, такими как принтеры, интерфейсы, цифровые рекордеры и процессоры, видео оборудование, а также DJ-оборудование. Многообразие различных кабелей, разъёмов и протоколов отражает постоянные изменения в области цифровых технологий. Новые технологии часто сопровождаются новыми протоколами, затрагивающими компьютерное оборудование, программное обеспечение и драйверы. Ниже приводится описание некоторых из наиболее распространенных в настоящее время разъёмов и кабелей. Одно важное предостережение: часто для передачи цифрового сигнала используют тот же тип разъёма, что и при аналоговых (XLR и RCA разъёмы, например), но кабели, как правило, предназначены для различных сопротивлений и, следовательно, не являются взаимозаменяемыми похожими аналоговыми кабелями.

MIDI - аббревиатура, расшифровываемая как Musical Instrument Digital Interface (музыкальный инструментальный цифровой интерфейс). Это протокол, разработанный для соединения электронных инструментов с внешними цифровыми устройствами. Он передает все аспекты музыкального исполнения, кроме звука, - то есть то, какая нота настроена, как долго она длится, скорость удара и т. д., - в то время как фактический тон создается подключаемым звуковым модулем. MIDI может также передать контрольные параметры программному обеспечению и синтезаторам, что позволяет фактически поворачивать ручки и двигать ползунки, используя MIDI с поддержкой удаленного управления.

USB -это относительно новый вид подключения к компьютеру, ставший стандартом для подключения внешних устройств, таких как принтеры, камеры, музыкальные инструменты, и цифровые аудио приборы. USB кабели имеют разъёмы типа A или типа B на одном конце, и другой разъём, характерный для устройства, подключаемого с другой стороны. USB также может служить источником питания для подключенного устройства. В течении нескольких лет с момента ее введения, спецификация в результате обновилась с оригинального 1.1 стандарта до стандарта 2.0, основное отличие последнего в том, что он может передавать данные более быстрыми темпами. USB 2.0 обратно совместим с 1.1. Третий по счету, новый USB-разъём - миниджек USB - часто можно видеть на MP3-плеерах и на некоторых приборах компании Roland .

FireWire (IEEE 1394): протокол, впервые разработанный для видео, поскольку он позволяет с высокой скоростью передавать данные до 800 Мбит/с. В настоящее время он широко используется для аудио приложений. Существует три типа FireWire разъёмов: 4-контактный, 6-контактный, и 9-контактный. 4 - и 6-контактные версии известны как FW400. 9-контактный версия известна как FW800. 6-контактный имеет такую ​​же скорость передачи данных, как 4-контактный, но может еще подводить питание. 9-контактный может передавать питание и вдвое быстрее, чем 6 или 4. Доступны адаптеры, когда необходимо связать устройства, требующие различные разъёмы. FW800 является обратно совместимым с двумя другими, но не наоборот.

S/PDIF - аббревиатура для Sony Philips Digital Interface Format . Этот формат для цифрового аудио использует либо оптический или коаксиальный кабель для передачи. Коаксиальный версия использует RCA штепселя, но эти кабели не являются взаимозаменяемыми аналоговым RCA, так как S/PDIF версии должны быть 75 Ом. Оптическая версия использует TOSLINK, стандартную систему соединения с помощью оптоволокна, разработанную Toshiba. Обе версии способны нести два аудио потока, как правило, левого и правого каналов стерео сигнала.

AES/EBU - формат для передачи цифровых сигналов, разработанный Audio Engineering Society (AES) и European Broadcasting Union (EBU) в начале 1980-х. Он использует AES Тип 1 кабель-три проводника, 110-ом кабель и XLR соединения. Он передает два канала через одно соединение и является протоколом передачи, на котором базируется S/PDIF. Из-за различий в сопротивлении, микрофонный кабель XLR, хотя он и имеет те же разъёмы, не будет работать как AES / EBU кабель.

BNC -коннекторслужит для подключения тонкого коаксиального кабеля c волновым сопротивлением 50 Ом и диаметром ~0,5 см. Кабели с BNC-разъёмами применяются для соединения радиоэлектронных устройств (генераторов сигналов, осциллографов и пр.), а также для построения сетей Ethernet стандарта 10BASE2. Этот разъём типа « штык» часто встречается на кабелях, которые несут синхронизации тактовых сигналов между компонентами цифровой студии. Они встречаются также на видео оборудовании и аудио устройствах тестирования.

Оптические кабели и разъёмы: волоконно-оптическая технология часто используется в цифровых устройствах для передачи данных. Оптические кабели позволяют передавать информацию на бО́льшие расстояния с более высокой скоростью передачи данных, по принципу передачи света, и абсолютно не создают шумов. Многие современные цифровые устройства имеют два порта, один коаксиальный, другой - оптический. Одним из важных оптических протоколов является ADAT Lightpipe . Он передает восемь каналов цифрового звука по специальному кабелю со специально разработанным Alesis разъёмом ADAT.

TDIF (Tascam Digital Interface ) - патентованный формат, который использует 25-контактный D-Sub кабель для передачи восьми каналов цифрового звука между совместимыми устройствами. Это делает возможным двунаправленную связь, что означает, что только один кабель необходимо подключить для связи восьми входов и выходов из одного устройства в другое. Старая версия TDIF-1 не может отправлять или получать синхронизированную информацию (тут требуется отдельное соединение Wordclock). Новый TDIF-2 протокол может принимать и передавать синхронизации без дополнительных кабелей.

В настоящее время существует множество стандартов передачи аудиосигнала. Они развивались разными фирмами в разное время и неудивительно, что разные стандарты используют разные разъемы и кабеля. Если в пределах одного устройства проблем это не вызывает, то при расширении мультимедийной системы рано или поздно приходится столкнуться с проблемами при передаче аудиосигнала от одного устройства к другому. Проблемы эти можно подразделить на три вида:

1. Стандартный кабель отсутствует, или его длины не хватает.
2. Сопрягаемые устройства используют один стандарт передачи аудиосигнала, но имеют разные разъемы.
3. Сопрягаемые устройства используют разные стандарты аудиосигнала.

Первая проблема решается с помощью аудиокабелей. Можно удлинить стандартный соединительный кабель с помощью удлинительного кабеля, либо (что предпочтительнее) заменить его на более длинный соединительный. Порой возникает необходимость собрать кабель самостоятельно – тогда, помимо акустического кабеля , потребуется приобрести коннекторы.

Для решения второй проблем предназначаются переходники, представляющие собой пару разъемов различных стандартов, соединенных в небольшом корпусе. Здесь нужно хорошо представлять себе, какие разъемы используются одним стандартом передачи звука и в принципе совместимы друг с другом.

В интернете можно запросто купить переходник чего угодно во что угодно – хоть USB в RCA. Что там куда распаяно и к чему может привести попытка использовать такой «переходник» - остается только гадать.

Справедливости ради следует заметить, что странного вида переходники действительно встречаются и даже работают. Но такие переходники всегда идут в комплекте к какой-либо аппаратуре, которая может распознать нестандартный сигнал на разъеме и соответственным образом его обработать. Использование таких переходников на других устройствах может оказаться для этих устройств фатальным.

Для решения третьей проблемы используются преобразователи аудиосигнала , и их выбор – тема .

Характеристики аудиокабелей и переходников.


Соединительные кабели предназначаются для соединения двух элементов аудиосистемы. Обычно с обеих сторон такого кабеля находится разъемы одного типа и вида. Впрочем, часто бывает и так, что соединительный кабель одновременно является и переходником.


Удлинительный кабель предназначен для удлинения кабеля и всегда имеет на разных концах разъемы одного типа, но разных видов: с одной стороны Female (розетка), с другой стороны Male (вилка).


Коннектор – разъем, предназначенный для установки на кабель. Хотелось бы предостеречь читателя от искушения, которое часто возникает у людей, не нашедших в продаже требуемый переходник: взять два нужных коннектора и соединить их куском акустического кабеля. Делать такое, не разобравшись досконально в совместимости соединяемых разъемов и в тонкостях такого соединения, ни в коем случае не стоит. Даже если стандарты, используемые на обоих концах провода, в принципе совместимы (например, балансный и небалансный вход/выход - и там, и там сигнал аналоговый), то все равно прямое соединение разъемов может, как минимум, ухудшить качество сигнала.


Переходник – устройство, предназначенное для перехода с одного типа разъема на другой или – для разъемов одного типа – с одного вида на другой (с вилки на розетку или наоборот). Иногда бывает, что, несмотря на полную совместимость стандартов, искомый переходник не находится – например, нужен переходник с RCA Female на jack 6,3 Male, таких в продаже нет, зато есть переходники RCA Female на jack 3,5 Male и 3,5 Female на jack 6,3 Male. Комбинировать нужный переходник из двух имеющихся можно, и, если качество разъемов хорошее, то ухудшения звука вы не услышите. Но нужно иметь в виду, что каждое дополнительное разъемное соединение – это точка риска. Стоит в цепочке соединений попасться непропаянному контакту, окислившемуся или неплотно сидящему разъему – и качество звука упадет очень сильно. Поэтому комбинировать составные переходники следует только в случаях крайней необходимости.

Длина кабеля должна выбираться с таким расчетом, чтобы его с небольшим запасом хватило для нужного соединения. Брать слишком длинный кабель без необходимости не стоит – даже самые лучшие кабеля снижают уровень полезного сигнала, и, чем больше длина кабеля, тем сильнее.

Ферритовые кольца или экранирование кабеля – это способ защиты передаваемого аудиосигнала от электромагнитных помех. Ферритовые кольца защищают сигнал от высокочастотных помех, поэтому в аналоговых кабелях не применяются. Экранирование же защищает кабель от любых видов электромагнитных помех.

Разъемы .


Для понимания, из какого разъема в какой могут быть переходники, разделим все разъемы по группам, использующим совместимые форматы передачи данных.
Рабочие переходники возможны только в пределах одной группы.


TS, TRS, TRRS (Jack) используются для передачи аналогового звукового сигнала линейного уровня. Бывают различных диаметров:
- jack 6,3 мм (TS, TRS) – используются для подключения профессионального звукового и музыкального оборудования;
- mini-jack 3,5 мм (TS, TRS, TRRS) – используется для подключения микрофонов, бытовых наушников, компьютерной аудиотехники;
- micro-jack 2,5 мм (TS, TRS, TRRS) используются в мобильных телефонах.
При условии использования для передачи сигнала одного уровня, могут быть скомбинированы в любых сочетаниях, наиболее распространенные переходники: 6,3 TRS – 3,5 TRS, TRS – 2 x TS, TRRS – 2 x TRS.


RCA (Phono) используются для передачи сигнала линейного уровня и широко применяется как в бытовой, так и в профессиональной аудио- и видеотехнике. Применяется также для передачи цифрового сигнала. Разъем содержит два контакта и может быть предназначен для передачи только моно звукового сигнала. Для передачи стереосигнала используется пара разъемов RCA. Могут быть скомбинированы с разъемами типа jack, наиболее распространенные переходники: TRS – 2 x RCA, TS – RCA. При использовании таких переходников, следует убедиться в согласованности сигналов на обеих сторонах переходника – цифровой RCA нельзя подключать переходником к аналоговому TRS.


XLR – используется для передачи аналоговых сигналов микрофонного и линейного уровней. Широко применяется в профессиональной аппаратуре благодаря хорошему контакту (большая площадь соприкосновения контактов) и надежному соединению (не может случайно выскочить). Под «микрофонным разъемом» на профессиональной аппаратуре обычно имеется в виду разъем типа XLR. На линейных входах-выходах разъем XLR обычно используется для передачи балансного сигнала. Также иногда применяется для передачи цифрового сигнала. Переходники под эти разъемы существуют, но при их использовании надо понимать, какой сигнал передается по кабелю. Микрофонный уровень намного ниже линейного, при подключении переходником микрофона на линейный вход звук будет очень тихим. Переходником TRS-XLR можно завести балансный сигнал на простой стерео вход, но защита от помех, являющаяся отличительной особенностью балансного канала, при этом работать не будет.
Наиболее распространенные переходники: XLR – 6,3 мм TRS (микрофонный уровень), XLR – TRRS (балансный сигнал линейный уровень)


SpeakON разъемы используются (чаще в профессиональной аппаратуре) для передачи усиленного сигнала от усилителей к колонкам. Надобности в переходниках с таким разъемом обычно не возникает, чаще всего акустический кабель с разъемом SpeakON на втором конце имеет такой же разъем или просто оголенные провода, разделанные для крепления в винтовой или пружинный зажим акустической системы.


ODT Toslink – используется для передачи цифрового сигнала (в формате S/PDIF или ADAT) по оптоволоконному кабелю. Соответственно, переходник может быть тоже только для оптоволоконного кабеля. К примеру, на некоторых миниатюрных аудиоустройствах для экономии места используется уменьшенный вариант разъема Toslink, внешне похожий на jack 3,5 мм. Для такого разъема существуют переходники Toslink – jack 3,5 мм. Разумеется, подключить с его помощью оптический S/PDIF выход к обычному линейному входу невозможно.


USB, mini-USB, micro-USB – разъем для передачи цифровых данных самого широкого профиля, может использоваться и для передачи аудиосигнала в цифровом виде. Преобразовать цифровой сигнал, передающийся по USB, в аналоговый с помощью простого переходника невозможно. Некоторая путаница в применении этих разъемов началась с недавнего времени и связана с широким применением разъемов mini и micro-USB в мобильных устройствах. Часто в таких устройствах разъем USB используется не для передачи цифровых данных, а для подзарядки и подключения наушников. В комплекте с такими устройствами обычно идет кабель, выглядящий как переходник с mini-USB (micro-USB) на jack 3,5 мм. Разумеется, использовать его с другими устройствами не стоит.

С их помощью происходит коммутация аппаратуры, будь то подключение наушников к синтезатору у себя дома или десятков акустических систем в концертом зале. Именно о разъёмах, их видах и характеристиках пойдет речь в статье.

Разъём (он же коннектор) это вспомогательное оконечное устройство для соединения звуковой аппаратуры шнурами. Обычно состоит из вилки (штекера) и соответствующей ей розетки (гнезда). Давайте условимся называть вилку — «Папа » (Male), а розетку — «Мама » (Female). Разъемы монтируются на оба конца кабеля и на панели входов/выходов звукового оборудования, именно поэтому существует до 4 вариантов исполнения одного вида разъема: на кабель (мама и папа), на панель (мама и папа).

Так как в аудио индустрии используется далеко не один разъём поэтому, для начала не помешает обратить внимание на классификацию, размещённую ниже:

На схеме приведено деление разъёмов на группы в зависимости от природы сигнала, которые они передают (аналоговые и цифровые). Можно заметить, что некоторые разъёмы, например XLR можно использовать как для аналогового звука (например, подключение микрофонного сигнала), так и для цифрового (стандарт AES/EBU). Конечно, эдакой «могучей кучкой» среди разъёмов являются: XLR, (TRS, TS — Jack), RCA и Speakon. Они настолько широко распространены и известны, что достойны своих отдельных подробных статей. А здесь, далее, рассмотрим краткую характеристику всех основных профессиональных разъёмов.

Аналоговые аудио разъёмы

XLR — разъём для передачи сигналамикрофонного и линейного уровней. Возможна передача балансного сигнала. Количество контактов — 3,4,5,6 (в основном 3). Наиболее часто используется для подключения микрофонов, поэтому названия «XLR» и «Микрофонный разъём» де-факто являются синонимами. XLR по праву считается наиболее надежным из соединений. Подробнее об XLR…

TRS (Stereo Jack 6,35мм 1/4″) — разъём, предназначенный для передачи сигнала линейного уровня. Возможна передача балансного сигнала. Трёхконтактный. Практически повсеместно используется для подключения наушников к профессиональному оборудованию, а также для межблочной коммутации. Подробнее о TRS…

TS (Mono Jack 6,35мм 1/4″) — разъём, предназначенный для передачи сигнала линейного уровня. Внешне очень похож на TRS, и отличается лишь количеством контактов, их всего 2, поэтому передача балансного сигнала через него невозможна. Используется для подключения гитар к комбоусилителям и любой другой межблочной коммутации. Подробнее о TS…

RCA (Phono) — разъём, предназначенный для передачи сигнала линейного уровня. Двухконтактный, для небалансного аудио. Широко применяется в профессиональных и бытовых аудиоустройствах, в основном на звукозаписывающей технике и DJ оборудовании. Подробнее об RCA…

разъём, характерный для устройств, предназначенных для частой перекоммутации, например, в коммутационных панелях (Patch Panel) для аналоговых звуковых сигналов. Возможна передача балансного сигнала. Количество контактов — 3. Разъём актуален для звукозаписывающих, телевизионных студий.

тип кабельных разъемов, используемых преимущественно в профессиональных аудиосистемах для подключения пассивных акустических систем к усилителям мощности. Количество контактов — 2,4, реже 8.

Цифровые аудио разъёмы

является стандартным волоконно-оптическим соединителем для цифровой передачи данных. Используемые цифровые стандарты: S/PDIF — бытовой (2-канальный) и ADAT — профессиональный (8-канальный).

профессиональный разъём для передачи больших объёмов цифровой аудио информации. Корпусом является часть разъёма XLR, а контактная группа — стандартный разъем для передачи цифровых данных через сеть интернет 8p8c (RJ-45). Количество аудиоканалов зависит от протокола, например использование протокола Dante с сетью 1 Gbit позволяет получить до 512 каналов.

DIN 5 (MIDI) — разъём, используемый для передачи цифровых команд MIDI между аудиоустройствами. Постепенно, DIN 5 устаревает, для MIDI может использоваться и всем известный usb.

Также, «цифровыми» разъёмами могут быть уже знакомые: коаксиальный RCA (стандарт S/PDIF и AES/EBU — 2 канала) и XLR (AES/EBU), по своему внешнему виду и характеристикам они не сильно отличаются от своих аналоговых «собратьев». Пожалуй, всё…



Рекомендуем почитать

Наверх